Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Образование оджибуэев: эти мифы и легенды...

Старую статью нашел... Ну, может, не только мне интересно. от 07 сентября 2004
http://www.polit.ru/research/2004/09/07/demoscope167_print.html
Мифы, легенды и реальность российского высшего образования

Миф первый. Российское образование — лучшее в мире. Мы снабжаем кадрами весь мир, и масштабы утечки умов достигли угрожающих размеров. Вывоз «человеческого капитала» за рубеж достигает многих миллиардов долларов, а иногда в пылу полемики эти цифры возрастают и до триллионов.

Миф второй. Российское образование бесплатно, но в результате реформ его пытаются сделать платным и в силу этого погубить. Платное образование сделает невозможным поступление в вузы детей из низкодоходных семей — получать высшее образование будут только дети богатых.

В противовес этим мифам стремительно формируются контрмифы, которые можно для разнообразия и простоты восприятия назвать легендами.

Легенда первая. Российское образование стремительно деградирует. Мы быстро утрачиваем все свои прошлые позиции. Наши дети становятся неконкурентоспособными по отношению к своим сверстникам за рубежом. Мы губим нашу общеобразовательную школу, а следовательно, и высшую, ибо в нее приходят все более слабо подготовленные абитуриенты. 70% выпускников вузов не находят работу по специальности. Вузы готовят студентов «в никуда».

Легенда вторая. В вузы юноши поступают, чтобы избежать армии. Это резко деформирует спрос на высшее образование и не позволяет рационализировать ситуацию. Вузы поражены коррупцией. Все высшее образование уже либо явно, либо неявно платно, и в высшей школе не столько учат, сколько продают дипломы. Работодателю же не нужны знания выпускников, а нужны «корочки». В скором времени Россию ожидает кадровая катастрофа.

...так совпало, что в России одновременно с общими переломными процессами в образовании начала формироваться принципиально новая модель высшего образования, которая просто не может быть осмыслена в старых терминах. И эта особенность момента также добавляет неразберихи и остроты всей проблеме трансформации системы образования. Ибо из общих соображений понятно, что если поменяется высшая школа, то и общеобразовательная должна будет измениться. И наоборот: смена школьной модели потребует изменения модели вузовской, изменения в целом модели профессионального образования. В этих условиях, к сожалению, старый опыт даже блестящих некогда вузов не поможет.

...почти 20 лет назад был сделан вывод, что советская система образования находится в состоянии латентного кризиса. Это было связано как с идеологическими причинами, так и с тем, что образование, впрочем, как и здравоохранение и культура, финансировались по знаменитому «остаточному» принципу. Нехватка ресурсов, естественно, порождала проблемы, которые к концу 1980-х годов уже трудно было игнорировать. Так что современные проблемы российского образования — это накопленные проблемы, проблемы долговременные и поэтому трудно решаемые.
Бум высшего образования

Число студентов и прием в вузы

Доля платных студентов перевалила за 50 процентов


В 2003/2004 учебном году доля первокурсников, обучающихся на платной основе в государственных и негосударственных вузах России, достигла 57%.

...89% респондентов в возрасте 15-35 лет считают, что высшее образование иметь необходимо. Его получение рассматривается обществом как социальная норма.

Решающий вклад в бум высшего образования вносят государственные вузы


...хотя число негосударственных вузов в России, конечно, быстро росло в последние годы, но их контингент не превышает 13% от общей численности студентов, более того, эта доля стала сокращаться.

Работодатель традиционно ценит диплом «государственного образца», поэтому негосударственные вузы в основном возникают в симбиозе с государственными.

...В российском высшем образовании в настоящее время можно выделить три подсистемы. Это массовое, профессиональное и престижное высшее образование.

Массовое высшее образование компенсирует многие недостатки современной общеобразовательной школы. Этот вид образования становится в той или иной форме (очное, заочное, вечернее) доступным каждому, кто окончил среднюю школу (11 классов), и в этом смысле всеобщим.

...Всеобщее образование по принципу может быть только общим (не специализированным). Поскольку Россия перешла к всеобщему общему высшему образованию в основном от бедности, вынужденно, то многие склонны рассматривать это как резкое падение качества профессионального образования, а не как переход к иному типу высшего образования.

...большая часть высшего образования в России все отчетливее приобретает черты общего высшего образования. Оно становится необходимым этапом социализации молодежи.

В то же время примерно 20-25% от общего числа студентов получают и профессиональное образование достаточно высокого качества. Оно востребовано и поддерживает в обществе в принципе устаревшие представления об эффективности ранее действовавшей модели высшего образования и одновременно о непродуктивности почти 60% нынешней системы. Это же профессиональное образование сохраняет иллюзию «лучшего в мире советского (российского) образования», поскольку находит спрос в других странах. При этом в работающем мифе не учитываются масштабы ни «доводки» этого образования до нужных кондиций в зарубежных системах образования (программы магистратуры, МВА, Ph.D, различные курсы), ни конечной смены профессий лицами, уехавшими работать за рубеж.

Следует отметить, что и в России то образование, которое мы назвали «профессиональным», все больше «обкладывается» программами дополнительного образования, которые повышают его востребованность и конкурентоспособность (например, специалисты по ИТ проходят специализированные курсы компании Microsoft, еще учась в вузе или по его окончании, и т.п.).

И, наконец, 5-10 процентам студентов дается престижное образование, получение которого даже при не очень высоком качестве позволяет занять высокооплачиваемые по российским меркам рабочие места, а затем претендовать на дорогое профессиональное образование (МВА [3], Ph.D. [4]). Таким образом, престижное образование в настоящее время — это своеобразный пропуск к престижным рабочим местам, позволяющим затем за собственный счет или за счет работодателя получить высокую профессиональную квалификацию.

Многие парадоксы общественного сознания, о которых упоминалось выше, в частности, складывание новой социальной нормы, когда для жизненного успеха надо иметь два высших образования, в значительной мере отражают тот факт, что массовое высшее образование все более становится просто пропуском в мир профессионального образования.

Пора признать (отказавшись от дорогих сердцу мифов), что мы уже имеем дело с другим высшим образованием с другим качеством. Его нельзя мерить прежними мерками — это образование выполняет совершенно иную социальную роль. А на базе всеобщего общего высшего образования идет становление нового профессионального образования, элитного образования, непрерывного образования.

Такое разделение отвечает и потребностям нового рынка труда, когда большая часть занятых в экономике будут заняты в сфере услуг. В этой сфере к труду предъявляются совершенно другие требования по сравнению с трудом в индустриальной системе. Здесь на первый план выходят навыки общения, общая культура и культура труда, управленческие и организационные квалификации. Соответственно, мы постепенно приходим к тому, что для этого рынка труда надо учить 3-4 года, но учить по-другому и учить другому.

Скорее всего, из системы высшего образования выделится то, что в развитых странах называется бакалавриат — общее высшее образование (у нас оно станет к тому же и всеобщим). Очень возможно, что для большинства российских студентов оно будет практически бесплатным. Те, кто получит это образование, смогут работать в сфере услуг, клерками, менеджерами среднего звена.

Следующий уровень высшего образования станет профессиональным — уровень квалифицированных инженеров, врачей, научных работников. Это будет магистратура, и она, скорее всего, в основном будет платной. И это будут те самые 25-30%, которые мыслятся населением как необходимое второе высшее образование. А еще выстроится целый корпус профессиональных программ, которые можно будет получать всю жизнь — по мере необходимости.

Как любая социальная дифференциация, этот процесс неприятен. Ведь только-только все смогли начать получать вожделенное высшее образование — и сразу оказалось, что оно не самое высшее. А то, что выше него, доступно не всем. Но общество тем самым поднялось в образовательной сфере на новую ступень.


Это подробное объяснение того, что мы в разговорах чаще всего поминаем одной метафорой - что, мол, теперь высшее образование нужно. чтобы работать продавщицей в обувном отделе. Массовое - оно такое. ну, и есть немного элитного, о котором другой разговор. А важно - в старой терминологии разговор о современном высшем образовании не может вестись. Слова будут врать...
Tags: education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →