Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Круговорот стилей и жанровая социология

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1058728.html?thread=50976168#t50976168
(приношу извинения Птитце за цитирование. Она очень не любит, когда её цитируют, но тут я не удержался - ну ведь интересно же очень)
luciferino
Соответствует также явлениям в языке: "поистрепавшийся" высокий штиль расщепляется, частично устаревая, частично превращаясь в низкий, а иногда и в ругательство, бытовой язык перемещается в литературную сферу, бывший литературный язык становится "высоким", а место бытового языка занимает сниженная лексика. Круговорот, с некоторыми убытками (устаревание) и некоторыми прибытками (появление неологизмов).

ivanov_petrov
А, даже круговорот?.. А можно примеры полного круговорота - когда некое явление - жанр, побывав в высоком стиле и став ругательством, снова стало высоким стилем?

ptitza
Романс, наверное, ближе всего. Сначала - удел аристократии, пели на французском. Затем переход в классический романс - на русском, тоже пока дворянство; затем концертное исполнение, авторский романс, Глинка, Чайковский, Алябьев, известные поэты - это уже "снижение стиля". Затем начинает просачиваться в разночинские, мещанские круги, меняется лексика, оформляясь в городской романс вплоть до цыганского. Наконец, в советское время, слово "романс" - в некоторых контекстах - приобретает ироничное значение ("ходют тут, романсы распевают"), в рамках борьбы с мещанствам появляется множество пародий от "Навек я твой, а ты моя" до песенок Андрея Миронова, невозможных в 18-19 в.в. Параллельно идут туристическо-костровые романсы типа "солнышко лесное" и Александр Розенбаум-дальше-некуда. А в постсоветское время маятник качнулся назад - Хворостовский в моде, молодёжь вовсю распевает старинные романсы (забыла, молодой парень такой популярный), и жанр пародии на романс в настоящее время в общем-то умер. Молодёжь не поймёт. Номер, который я привожу в пример -- пародия на советскую пародию, в этом смысле показателен. Это явление сродни "обратной пародии", о которой писал О. Проскурин. Эраст Гарин смеётся над "дореволюционным мещанством", а Жасмин с Гальцевым над чем смеются, непонятно. Осталась пустота. Жанр романсовой пародии корчится в предсмертных муках. Жанр классического романса возрождается.

ivanov_petrov
Мне кажется, пока еще нельзя сказать. что романс стал высоким жанром... Уделом аристократии. Кто теперь замещает аристократию? Кто надо чтобы пел, чтобы так сказать?

ptitza
Вот тоже, аристократии нет. Получается, нельзя сказать, что кто-то совершил рыцарский поступок, только потому, что все рыцари перемёрли :( Ну хорошо, пусть не аристократии. Пусть "удел узкого круга людей с утончённым вкусом" :)

ptitza
Подумала, что Вы, наверное, имели в виду не только литературные жанры. Тогда ещё опера. С поправкой на самостоятельные "низкие" ответвления: оперетту, мюзикл, рок-оперу ("Исус Христос - суперзвезда", Андрей Петров). Но основное направление именно такое: "от высокого - к низкому - опять к высокому" по содержанию, музыкальной форме и аудитории - всего за коротких 400 лет почти полный круг. Первые оперные композиторы ("камерата") возраждали греческую драму в сюжете, героях, характере конфликта, музыке и т.д. Аудитория - двор. В 18 в. это перерастает в доступную более широкой публике opera seria, затем в оперу-буффа, рассчитанную уже на совсем широкие круги. Описания оперы в то время очень забавные: приезжали ко второму акту (а французы и вообще к концу, т.к. в конце показывали их любимые танцы; Верди, кажется, привезя одну из своих опер в Париж, был вынужден впихнуть в неё танцевальную сцену - сказали, что без танцев у французов она опера не пойдёт; не знал, куда её пришить, и поставил в начало; опера провалилась, т.к. народ по привычке приехал к концу, танцев не обнаружил и Верди провалил); тут же ели, ходили, разговаривали вслух, сидели спиной к сцене и кидались помидорами. Опера стала совсем массовой, низким развлечением, с соответствующими шутками и пошловатыми сюжетами, как сейчас массовое кино. Затем наступил постепенный возврат к "серьёзному". Евгений Онегин, хоть и опаздывает, и наступает на ноги, и рассматривает дам в лорнет, но уже не ест во время спектакля и не кидается едой в певцов. А на премьерах зрелого Верди уже совсем иначе: тишина, трагизм, овации. Вагнер ещё больше возвышает оперу - и в XX веке это искусство для серьёзных ценителей, хотя и принимает массовые формы, например, фильмы-оперы "Травиата", "Турандот", "Паяцци", "Богема". Но их часто ставят известные "интеллектуальные" режиссёры (напр., Дзеффирелли).
Форма поменялась: "греческая драма" - "опера-серия" - "буффонады" - "современная драма" (на грани мелодрамы -- Пуччини). (В скобках самостоятельные ответвления - оперетта, мюзикл, рок-опера). Опера сегодня - это... удел немногих :) То есть, нас много, благодаря технике - записям, айподу, но как бы и не много. Опера -- символ вкуса, изысканных удовольствий, "три тенора". То, что сегодня себе могут позволить немногие, в т.ч. на Западе. Соответственно, менялась аудитория: двор и аристократия - провещенная публика - вся публика вплодь до площадных представлений - мелкие буржуа - крупные буржуа (и примкнувшая к ним интеллигенция :) СССР стоит несколько особняком: там это был культовый жанр, "в оперу" водили детей по абонементам; Лемешева, Штоколова, Собинова, и позднее Атлантова, Синявскую, Образцову знала вся страна наравне с Михайловым-Харламовым-Третьяком. Кажется, я, как всегда, растеклась мыслью... :)

Ещё почему-то хочется вложить в эту схему личное письмо. От изысканных писем, которые отправляли с нарочным, до голубых и белых конвертов массовых почтовых отправлений, до электронной почты и спама, и, пока только на Западе, специальных наборов для писем. На Западе это целая индустрия. Понятия "почтовый конверт" практически не существует. То есть, он есть, но это одинаковые, простые белые конверты без каких-либо надписей или картинок, почти всегда для официальных почтовых отправлений. А для личной переписки существуют дорогие, красивые, разных стилей наборы и бумага. То есть, написание личного письма превращено в действо. Как театр у Станиславского - с вешалки, написание бумажного письма начинается с похода в специализированный магазин бумажных принадлежностей или, на худой конец, в соответствующий отдел. А раньше - вырвал листочек в клеточку, купил на почте конверт, и привет.

ivanov_petrov
Нет слов, как я Вам благодарен. И я даже по большей части это знаю, но в картину не сплеталось. Крайне приятно выстроить такие вот ряды, ряды повышения и понижения жанра, причем это на каждой ступеньке сплавляется с социальной жизнью - слои публики... Живая стратификация общества, как градусником замеренная ролью жанра. То есть эту же картину можно перевернуть и замерять не высоту жанра по слоям, а перемену в слоях по жанру.

А пока угадайте, что в этом во всем привлекает меня.
Ну, конечно же, нарочный, Боже ж ты мой!
как он это поскачет сейчас, полетит,
не касаясь дороги, помчится стрелой.
А часа через два ни с того, ни с сего,
на дворе постоялом я встречу его
и в глаза посмотрю со значением, но не скажу ничего.
Tags: art2, culture2, literature3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments