Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Несгораемые диагнозы

http://nizgoraev.livejournal.com/tag/диагнозы

Терминологический коннективизм
Терминологический коннективизм ― болезненное состояние, проявляющееся в маниакальном стремлении провести механическое со-единение разнородных элементов в одну смысловую единицу. Симптомом заболевания становится увлечение составлением сложносочиненных слов, которое в тяжелой фазе переходит в навязчивую идею объяснения мира посредством ограниченного словаря псевдопонятий. Заболевание получило наибольшее распространение среди обществоведов, именующих себя социологами. В качестве рабочего материала они, как правило, обращаются к абстрактным понятиям, таким как личность, культура и общество. Это приводит к появлению бессодержательной терминологии: антропосоциетальный, антропосоциокультурный, психосоциокультурологический, семиосоциопсихологический, экоантропоцентрический и т.д. У здоровых людей ТК возникает исключительно в устной речи, в основном, при повторении поговорок или быстром произнесении созвучных слов. Он отмечается также при торопливом изложении собственных взглядов в ситуации острого недостатка времени. Как болезненное явление ТК наблюдается у лиц, долгие годы практикующих публичные лекции в студенческой среде с записью их на диктофон и последующей расшифровкой. В результате смешения устной и письменной речи, ошибки произнесения воспринимаются больными в качестве новых, образующих дополнительные смыслы понятий. Причиной ТК могут быть также заболевания, связанные с неадекватным возвеличиванием своей персоны, приписыванию обыденным событиям собственной жизни исторической значимости. При проявлении признаков ТК следует прекратить научную деятельность. После прохождения курса понятийной гигиены, в качестве реабилитации, больные могут быть допущены до преподавания исторических дисциплин, с условием отказа от построения объяснительных конструкций.

Акторная деривация
Акторная деривация ― отказ от ценностных и моральных оснований профессии, приспособление к рыночной конъюнктуре, определяемой индивидуальными запросами элитарных групп. На первый план выдвигается профессионализм и удовлетворение интересов заказчика. Социальная теория редуцируется до прояснения и решения частных проблем, формулируемых в одностороннем порядке акторами, то есть людьми, имеющими полномочия и волю к действию. Логические критерии истины, как соответствие теоретических ожиданий результатам экспериментальных планов, замещаются прагматическими критериями ― возможностью рассматривать полученные в ходе исследования описания в качестве легитимного ресурса для планирования и организации социального действия. Основным симптомом АД является навязчивая потребность в обосновании целесообразности исследования: Какой в этом прок? Кто заинтересован в результатах? Кому это будет полезно? Другими словами, научная работа теряет статус автономного предприятия и требует обязательного наличия внешнего запроса.

Суждения о влиянии АД на здоровье весьма противоречивы. Многие считают АД причиной различных профессиональных расстройств. Другие же ученые не усматривают никакого вредного влияния АД на здоровье. Как правило, в полярных точках зрения не учитываются качественные различия АД, причины и последствия ее возникновения. АД возникает, главным образом, в период профессионального становления, и прекращается после формирования экспертной среды. Она связана с так называемой социальной дисгармонией, опосредованной пробуждением необоснованных профессиональных амбиций в тот момент, когда навыки и умения еще находятся в зачаточном состоянии. В этот период критерии качества научного проекта делегируются заказчику, тем самым снимается всякая ответственность с исполнителя. Другими словами, к АД прибегают как к средству смягчения личностного дискомфорта, вызванного производственными конфликтами, сопровождающими процесс накопления знания в той или иной сфере деятельности. На этапе перехода от идеологических умозаключений к исследовательской практике, который может растянуться на десятилетия, АД не приводит к последующим психическим расстройствам и отклонениям от научного этоса. Отрицательное влияние АД на здоровье скорее вызвано излишним негативным отношением к ней, нежели прямым воздействием предлагаемых прагматических оснований науки. Основной заряд негативизма, превосходящий в разы «нормальную» (по Куну) критику, наблюдается со стороны «кабинетных» ученых и преподавателей, пытающихся найти истину в студенческих аудиториях. Поэтому симптомы профессиональных расстройств, как правило, наблюдаются не у научных сотрудников, попавших под влияние АД, а у внешних наблюдателей, не вписавшихся в современную структуру профессиональной дефрагментации научного сообщества.

Понятийная иммобилизация
Понятийная иммобилизация ― основной прием понятийной гигиены, заключающийся в создании условий для искусственной неподвижности речевых конструкций. ПИ осуществляется под присмотром лечащего врача. От пациента требуется локализовать каждое словоупотребление, то есть описать генезис понятия, составить ряд синонимов и четко охарактеризовать условия, согласно которым он может быть дополнен, привести эмпирические примеры, метафоры, образные сравнения, позволяющие очертить контекст адекватного восприятия понятия. Основной терапевтический эффект ПИ направлен на формирование у пациента убежденности в сложности и многозначности предлагаемого концепта, избыточности дополнительных экспериментов в словообразовании. Чрезмерное увлечение ПИ может привести к нежелательным побочным эффектам: атрофии теоретического мышления, дефинитивному инфантилизму и категориальному догматизму в представлении теоретических описаний, составленных предшественниками (см. Терминологический коннективизм) .

Образовательная агнозия
Образовательная агнозия ⎯ нарушение механизмов восприятия, связанное с вытеснением непосредственного, “наивного” знания о предмете некоторым набором заученных понятий. Причиной развития ОА считается излишняя увлеченность в систематизации и каталогизации концептуальных определений, построение или копирование теоретических описаний в отрыве от предмета, который они должны представлять. Симптомом заболевания становится регулярно проявляемое недоверие к бытовой, повседневной стороне жизни, противопоставление научного и обыденного знания. Последнее объявляется неадекватным, хаотичным, мешающим в поиске истины. В сознании больного простые и очевидные социальные явления вытесняются громоздкими концептами, а собственные действия предстают в форме шаблонированных, безупречных процедур.

Термин ОА введен в 1994 году М. Личем и Д. Богеном как наиболее типичной болезни студентов, с которой боролся Х. Сакс. Однако они не сумели выявить источник заболевания. Студенты представляют лишь среду для распространения ОА. Группой повышенного риска являются преподаватели обществоведческих дисциплин, не имеющие явно выраженной научной специализации. Воспитанные на плохо переведенных зарубежных источниках, питающие вдохновение из скомпилированных учебников по общей социологии, психологии и т.д., они берутся за прочтение любых предлагаемых курсов, что приводит к абсолютной дезориентации в профессиональной среде. Запущенная форма заболевания сопровождается созданием общей картины мира, основанной на схематических представлениях о реальности. Автор ощущает себя новым мессией, способным объединить все гуманитарные достижения человечества и предложить последнему новый путь спасения. В течение нескольких лет, больной может ощущать прилив сил, проявлять небывалую социальную активность по распространению своих взглядов. С годами энтузиазм исходит на нет, больной впадает в депрессию, сопровождаемую потерей сна, галлюцинациями, расстройством пищеварения. За время эмоционального подъема деструктивные последствия от социальной активности больного могут быть весьма значительны. Только общая пассивность социальной среды, неразвитость коммуникативного пространства и усталость населения от мессианских озарений не позволяют болезни приобрести форму эпидемии.
Побочным эффектом ОА может стать развитие витального синкретизма.
Tags: sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments