Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Культурная беседа

http://philtrius.livejournal.com/415881.html
Не помню, писалъ или нѣтъ — но мнѣнiе мое таково, что высокая культура можетъ вырасти только на тучной почвѣ соцiальнаго неравенства.
Неравенства сейчасъ, вродѣ бы, достаточно. А культура что-то расти не хочетъ.

ivanov_petrov
и как же быть с нерощением? Это ж получается противоречие.


philtrius
Условiе необходимое, но не достаточное.

ivanov_petrov
да, я хотел сначала так написать. а потом подумал - ну с чего я взял. что - необходимое... Даже если бы не быо контрпримеров, все равно - чай. не геометрия, до подобной строгости не добраться. Так что слово "необходимая" забраковал. Однако даже и с достаточной - хотелось бы тогда видеть список достаточных условий. Ну, сразу, чтобы легко было - например, наличие престижных образовательных институтов; наличие среди ценностей элит - ценности высокой культуры. Или - богатая традициями народная культура. Или что еще? чего нет? что есть?

philtrius
Съ чисто теоретической точки зрѣнiя я призналъ бы Вашъ списокъ идеальнымъ. Онъ корректируется только однимъ обстоятельствомъ: уже существующими моделями (формулировка дурацкая, но вотъ какъ, напр., въ Россiи XVII–XVIII вв. для появленiя собственной науки нужно было не воспроизводить древнегреческую ситуацiю, а пригласить западныхъ профессоровъ). Сейчасъ въ пространствѣ все плохо (не французскимъ интеллектуаламъ учить насъ уму и не генуэзскимъ архитекторамъ — вкусу). Потому нужно добавить пространственно-временной факторъ съ акцентомъ на времени (не просто образованiе, а образованiе на образцовыхъ образцахъ).

ivanov_petrov
то есть Европа сама обде... отошла от образцов культуры. и всё, что можно - это снова пригласить в Россию немецких профессоров 18 века. В связи с тем досадным обстоятельством, что они немного померли, - тиражировать их труды и на них учиться, выращивая поколение "первых русских профессоров". тяжелую задачу эту облегчить. привлекая труды той русской культуры 18-нач.19 вв., что была выучена на той немецкой культуре.
Я верно понял? или существенно переврал?

roman_shmarakov
Квалифицированный досуг. Т.е. должны быть люди, имеющие свободное время (а не подрабатывающие в десяти местах и ее репетитором) и знающие, на что его можно потратить, кроме купания проституток в "Балтике №5". Классический otium cum dignitate - а по Пушкину, "праздность благородная".

ivanov_petrov
культура начиналась с досуга людей достаточно обеспеченных, чтобы изящными искусствами и благородными размышлениями занимать свободные часы. Став профессией, и изящные искусства, и трудолюбивые науки приобрели некоторые черты первой древнейшей, отягчающим образом действуя на нравственность и заставляя неблаголепно суетиться в поисках хлеба. В самом деле, интеллектуал, на улице зазывающий прохожих вкусить от благ его интеллекта и дать ему грантишку малую, - выглядит несколько непристойно.
Однако вот беда - излишков хлеба (и эквивалентного времени) мало. И если перевести культуру в досуг, нам с Вами, боюсь, ею заниматься будет никак невозможно - мы будем на пару чистить барские сапоги или убирать навоз в конюшне, вслушиваясь в доносящиеся из гостиной взрывы смеха и вальсовые переливы.

roman_shmarakov
Мои нынешние занятия как вузовского преподавателя эквивалентны уборке навоза в конюшне без музыкального сопровождения. Так что бояться-то особо нечего, по-моему.

ivanov_petrov
Понимаю. Ну, бояться вообще незачем. (ответил, старательно вырисовывая гениталии очередного вида жуков. Надо сказать - вести приятную беседу с умным человеком, одновременно вырисовывая самцовые гениталии - это особенное наслаждение, недоступное нищим духом)

roman_shmarakov
Да? а я не пробовал... сейчас к шкафу подвинусь, хоть на нем нарисую чего...

philtrius
Это классическое возраженiе на разсужденiя о преимуществахъ культуры Императорской эпохи. Дескать, ничего бы тебѣ кромѣ навоза не свѣтило. Опровергнуть это можно только опираясь на знанiя о соцiальныхъ траекторiяхъ, которыми ни такъ утверждающiе не располагаютъ, ни я не располагаю въ должной степени. Кромѣ того, мы не знаемъ, что происходитъ съ талантами, и знать, по-видимому, никогда не будемъ, поскольку недоказуема возможность иной траекторiи, нежели та, которая осуществилась въ жизни. Такъ что пока съ тѣмъ фактомъ, что въ XVIII в. не было ни одного русскаго профессора-дворянина, довольно много профессоровъ-поповичей, много художниковъ, музыкантовъ и актеровъ изъ крѣпостныхъ, а литературу подѣлили дворяне и поповичи — съ преимуществомъ первыхъ, приходиться считаться просто какъ съ фактомъ.
Есть мощная соцiальная траекторiя Ломоносова (отчасти доказывающая, что сильный талантъ имѣлъ возможность преодолѣть неблагопрiятный соцiальный бэкграундъ). Но я не сталъ бы утверждать, что Ломоносовъ сумѣлъ бы такъ пробиться, будучи крѣпостнымъ.
Тѣмъ не менѣе полагаю, что Богъ даетъ таланты не зря и тѣмъ, кто въ состоянiи — во всѣхъ смыслахъ, въ т. ч. и соцiальномъ — ими воспользоваться.
P. S. Я, читая Вашу бесѣду, занимаюсь не менѣе экзотическимъ дѣломъ — пишу резюме стараго доклада, въ которомъ разсматривалъ технику перевода на латынь вольтеровскаго эпоса. Думаю, это не хуже жуковъ.

ivanov_petrov
Классическое возражение имеет резон... Я - точно не Ломоносов. И смысл здесь не в том, что якобы при монархии прямо все были в навозе, а - массовое общество имеет плюсы и минусы. Оно отнимает у интеллектуалов досуг, заставляя заниматься рутинной интеллектуальной работой - натаскивать нерадивых недорослей или еще что скучное. И оно же создает широчайшее поле для множества лиц, занимающихся интеллектуальным трудом, а без этого самого массового индустриального общества поле было бы узеньким и места было б мало. И я бы, скорее всего, никаким интеллектуальным трудом заниматься не смог, а делал бы какую-нибудь иную штуку - раз такие неприятные ассоциации вызывает навоз, хорошо... Я ковал бы под окном что-нить железное. Хотя трудно сказать - может быть, это было бы даже и интереснее...


По этому поводу у меня предложение. Пусть каждый, честно раскрыв глаза, скажет, чем он (часто, иногда) занимается, ведя переписку в ЖЖ.

Тем самым будет раскрыта центральная тема - досуга.
Tags: culture2, sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →