Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Гео Виденгрен, «Мани и манихейство»

Популярная книжка в не очень хорошем переводе на очень интересную тему. Виденгрен утверждает, что мандеизм (назаретяне) древнее манихейства, возникла секта еще при парфянах (существует и сейчас, говорится, что численность никогда не превышала 5000 человек – реликт…).

Описывает сражения христианских сект на Ближнем Востоке. Третий век… Гностики-вардесаниты… Основатель, Вардесан, мудрец, царедворец – занял высокое положение, поскольку великолепно стрелял из лука. Не очень вяжущаяся с обычным образом мудреца деталь. Вообще очень интересное представление о «котле мифов» - Ближнем Востоке первых послехристианских веков. Наиболее популярным было сводное Евангелие Татиана, признаваемое как каноническое изложение христианства; буддийские влияния, проходящие в коптские псалмы; христианские мотивы, пересказываемые на тюркских языках в соответствии с иранской или китайской средой так, что видна в основном среда…

Центральная фигура у мандеев – Иоанн Креститель. Мани начинал свои письма: «Мани, апостол Иисуса Христа». Ортодоксальных христиан в тех местах называли палютианами (епископ Палют). А назореями специально назывались мандеи.

Виденгрен пересказывает биографию Мани. Видимо, какой-то сводный вариант, «равнодействующую» - многие моменты (варианты) упущены. Рассказ о теологии манихейства. Отмечает древнюю черту: сумма частей противопоставляется или добавляется к перечню частей как самостоятельная величина. Поэтому Бог в учении Мани предстает в 4 аспектах (свет. Сила, мудрость и их совокупность, Бог). Отсюда греческая формула отречения («четырехликий отец величия»).

Виденгрен не поясняет, откуда берется такой счёт. Ему интереснее проследить в теологии манихейства четверичную схему. Констатация «магичности» числа 4, видимо, как-то успокаивает. Кажется, можно предложить объяснение для такого счета. Складываются не предметы (одно яблоко, другое, третье, и троица яблок), а существа. Взаимодействие существ порождает самостоятельную сущность-существо, и потому сначала можно говорить во множественном числе о нескольких существах, а потом – об одном (результате их взаимодействия); при этом отдельные существа никуда не исчезают и могут проявляться в дальнейшем наравне с «суммой», результатом их взаимодействия. Отдаленный аналог – объединение нескольких людей для общей деятельности может принять отдельное имя.

Другой момент теологии – эоны, дети света, «Великие сыновья» Бога. Может быть, можно поставить их в соответствие с другими очень известными эонами, днями творения. Не хронология равных периодов времени, а последовательность существ, ведущих развитие (время, когда властвовал первый эон…).

После этого «начала мира» у Виденгрена довольно подробное изложение манихейской теологии. Жертва первочеловека. Зов о помощи и Ответ, или Вызываемое и Отвечаемое – такие самостоятельные сущности. Особая персонифицированная теология спасения, с особенным моментом – «спасенный спаситель». Людей выручает из земного плена Первочеловек, но и сам он должен быть спасен, к чему и служат Зов и Ответ. Интересные цитаты манихейских гимнов. Правда, изложение таково, что невозможно понять больше, чем понял толкователь. Поскольку Виденгрен не понимает излагаемых манихейских текстов, но берется пересказывать, то почти весь пересказ представляет собой попросту чушь, которую понять не то что сложно, но невозможно. Несколько более уверенно написана глава по «манихейской литературе» - перечисление источников, сирийский эдесский диалект восточно-арамейского… В общем, как только речь заходит о вещах, автор вздыхает свободно и пишет нечто вразумительное. Когда же речь идёт о людях и о том, что они думают – хоть бросай.

От такого пересказа возникает пожелание… Лучше бы религии и мифы описывать тому, кто в них верит. В конце концов, если актер может вжиться в роль, отчего ученому, когда он пересказывает греческие мифы, не вжиться в веру? Не теряя научной выучки и рассудка, хотя бы попытаться стать верующим в Аполлона или Таммуза – в зависимости от рода занятий. Может, несколько меньше чуши будет написано… Примерно по той причине, что писать о поэте Мандельштаме лучше тому, кто ценит его стихи, чем тому, кто их презирает.

Еще где-то читал – в этой книги упоминаний нет – о интересной связи с нашей историей. Двоеперстие – манихейский знак, распространенный у наследников – катаров и богумилов, из Болгарии проникший в православие и живший, соответственно, до Никона.

Из гимнов:

Мы стоим все в одном убеждении.
И мы хотим протянуть руку, взывая,
И направить взор на этот Твой облик.
И мы хотим открыть рот, чтобы воззвать к Тебе,
и приготовить язык к хвале.
Тебя призываем мы, Тебя, который есть вся жизнь,
Тебя восхваляем мы, Иисус светозарный!
Новый Эон!
Ты есть, Ты есть исполняющий истинное Бог,
Благородный врач, любимый сын, возлюбленный Я.

Мы узрели тебя, новый Эон
И мы пали к Твоим ногам, Ты, который весь Любовь.
Опьяненные радостью, мы видели Тебя, любвеобильный господь.
И мы объявляем себя сторонниками Твоего имени, «М» и «С» (Мессия).
Отдели нас из среды грешников
И освободи нас из середины захватчиков!
О Господи, мы твоя собственность, сжалься над нами!
Скорее спеши сюда и победи грешников!
Ибо они стали высокомерны и говорили так:
«Это мы! И нет никого, кто бы сравнился с нами!»
Tags: books5, history5, religio
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments