Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

два аристотеля

Жак Ле Гофф=Интеллектуалы в средние века

Можно сказать, что на Запад проникает не один, а два Аристотеля: подлинный и Аристотель Аверроэса. Даже больше двух, поскольку чуть ли не у каждого комментатора был свой Аристотель. Но в этом движении вырисовываются две тенденции: одна исходит от двух великих докторов-доминиканцев Альберта Великого и Фомы Аквинского, желавших примирить Аристотеля с Писанием; другая — от аверроистов, которые, видя противоречие, принимали его и желали следовать и Аристотелю, и Писанию. Для этого они изобретают учение о двойственной истине: одна из которых есть истина Откровения... другая же — истина одной лишь философии и естественного разума. Когда между ними обнаруживается конфликт, то мы просто говорим: вот выводы моего разума как философа, но поскольку Бог не способен лгать, то я придерживаюсь истины Откровения и прилепляюсь к ней верой. Альберт Великий заявляет: Если кто-нибудь думает, что Аристотель является Богом, то он должен полагать, что тот не ошибался. Но если он убежден, что Аристотель - человек, то он без сомнения мог ошибаться не хуже нашего. Фома Аквинский убежден, что Аверроэс был не столько перипатетиком, сколько извратителем перипатетической философии. На это глава аверроистов Сигер Брабантский отвечает: Я утверждаю, что Аристотель достиг в науке совершенства, ибо те, кто следовали за ним вплоть до нашего времени, то есть на протяжении почти пятнадцати столетий, ничего не смогли прибавить к его трудам или найти хоть какую-то значительную ошибку... Аристотель является божественным существом.

Оппозиция была сильной не только против аверроизма, но также против аристотелизма Альберта и Фомы. Возглавляли ее августинианцы, противопоставившие авторитету Аристотеля авторитет Платона. И хотя Августин был одним из основных источников схоластики, опиравшееся на платонизм неоавгусти-нианство встречало решительную отповедь великих схоластов. По мнению последних, метафоричная мысль основателя Академии представляла огромную опасность для истинной философии. По большей части, — пишет Альберт Великий, — Аристотель, опровергая мнения Платона, опровергает не суть дела, а форму. Действительно, у Платона скверный метод изложения. Все у него фигурально, а учение его полно метафор, в коих под словами подразумевается нечто иное, чем действительное значение слов, например, когда он называет душу кругом. Томизм противопоставляет себя этой путаной мысли на протяжении всего столетия, тогда как августинианцы и платоники веками будут оспаривать все рациональные нововведения и отстаивать консервативные позиции. Их тактика в XIII веке заключалась в том, чтобы скомпрометировать Аристотеля при помощи Аверроэса, а Фому — при помощи Аристотеля и Аверроэса. Говоря об авер-роизме, они всегда имели своей мишенью томизм.

С 1210 года в Парижском университете налагается запрет на изучение Физики и Метафизики Аристотеля. Этот запрет возобновляется папским престолом в 1215 и 1228 годах. Но в то же самое время основанный в 1229 году Тулузский университет, весьма правоверный, сразу объявляет — дабы привлечь учащихся, — что в нем будут учить запрещенным в Париже книгам. Да и в Париже запреты остались пустым звуком: запрещенные книги включались в программы. Казалось, проблема была решена великолепной томистской конструкцией; аверроистский кризис вновь поставил все под вопрос.

...Именно в аверроистских кругах факультета свободных искусств вырабатывался идеал интеллектуала во всей его чистоте.

Это Боэций Дакийский утверждал, что философы (так именовали себя интеллектуалы) по природе своей добродетельны, чисты и умеренны, справедливы, сильны и свободны, мягки и великодушны, замечательны, законопослушны, равнодушны к наслаждениям... И как раз этих интеллектуалов его времени преследуют злоба, зависть, невежество и глупость.

Они великодушны. Вот верно найденное слово. Как прекрасно показал отец Готье1, именно у интеллектуалов мы находим высший идеал великодушия, который еще Абеляр считал началом добродетели, страстью надежды. Великодушие есть воодушевление человеческими делами, энергией в их реализации, доверие мастерству, которое, став на службу человеку, только и способно обеспечить осуществление его целей, великодушие есть типично мирская духовность, созданная для остающихся в мире людей, ищущих Бога не прямо в монастырской духовности, но в человеке и в мире.
Tags: books6, history6, philosophy3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments