В это время в России:
* 1521 — Два послания инока Филофея псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрь-Мунехину: о моровом поветрии и «На противостоящих божией воле». Также Филофей был авторов ряда других посланий: «О покорении разума откровению», «Послания к вельможе в мире живуще».
* Между 1521 и 1524 — первая редакция «Жития Макария Калязинского».
* Между 1522 и 1527 — Игумен Соловецкого монастыря Вассиан пишет рассказы о чудесах, дополняющие «Житие Зосимы и Савватия соловецких».
* 1522—1539 — Митрополит Московский Даниил. Автор 16 слов, многочисленных посланий и поучений, окружного послания, сочинения в защиту монастырских вотчин.
* 1522—1543 — Игумен Волоколамского монастыря Нифонт Кормилицын. Инициатор составления многочисленных рукописных сборников, участвовал в составлении сводной Кормчей.
* Между 1522 и 1539 — послание Федора Карпова митрополиту Даниилу, а также послание Карпова старцу Филофею.
* Между 1522 и 1533 — Монах Пахомий пишет «Житие ярославских князей Василия и Константина».
* 1523 — Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Гурий Тушин составляет краткий «Летописец русский».
* 1523—1526 — Гурий Тушин переписывает сборник, включающий редакцию «Пророчеств эллинских мудрецов».
* 1523 — Завершение текста «Владимирского летописца» (имеет совпадения с Троицкой летописью).
* 1523—1524 — Переписка инока Филофея и дьяка М. Г. Мисюрь-Мунехина. «Послание против звездочетцев и латинян» Филофея в ответ на письмо Мунехина и переписку Мунехина с Николаем Булевым (не сохранилась). В этом послании Филофей излагает концепцию «Москва — третий Рим».
* Между 1523 и 1527 — написано «Сказание о князьях владимирских» (по предположению А. Л. Гольдберга, его автором был Дмитрий Герасимов [5]).
* После 1524 — написана первая редакция «Сказания об иконе Рождества Богоматери и основании Сямского монастыря».
* 1525 — На основании бесед с Дмитрием Герасимовым во время его пребывания в Риме Паоло Джовио составляет описание Московии, а картограф Батиста Аньезе составляет карту России.
* 1525 — Церковный суд над Максимом Греком. Он заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь.
* Первая половина 1520-х годов — Три послания Максима Грека Василию Михайловичу Тучкову.
* 1520-е годы — Лев Филолог составляет «Похвальное слово Михаилу Черниговскому и боярину Феодору».
* 1520-е годы (между 1515 и 1529) — Корнилий Комельский составляет свой монастырский Устав.
* 1520-е годы — написан «Летописчик Иосифа Санина» (краткий рассказ о деятельности Иосифа Волоцкого) [7].
* 1520-е годы — составление на основе Русского хронографа «Повести об Амурате», включенной в Никоновскую летопись.
Записки о Московии Герберштейна http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12276&ob_no=14750 - тех лет. Максим Грек написал тогда http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12276&ob_no=12725 и Повесть об Иерониме Савонароле http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12276&ob_no=12726
Максим Грек пришел на Русь в 1518, а через несколько лет появился там Парацельс. Видимо, в 1520 (Henry M. Pachter. 2007. Magic Into Science - The Story of Paracelsus: The Story of Paracelsus. READ BOOKS). В немилось Грек впал позже, так что вполне могли встречаться - у Грека дома собирались многие, "литературный клуб" - надо полагать. Приезжий врач из Германии вполне мог зайти. Тем более что дворянин.
А там, у Грека, противник Иосифа Волоцкого, инок Вассиан Косой, в миру князь Василий Патрикеев, глава нестяжателей. Очень могли встретиться.
В это время в псковском монастыре Филофей писал о Москве - Третьем Риме, адресуя послание великому князю Василию III. Тот как раз в это время отбил Псков и Смоленск у Литвы. Литва подбивала крымцев к набегам на Москву. Василий их подговаривал к набегам на Литву. Крымцы были очень добрые и послушные. Как раз в 1521 г. крымцы сделали набег на Русь и дошли до Москвы. Махмет-Гирей взял несколько сот тысяч пленных и ушел. А Парацельс рассказывал, что был в крымском плену, откуда и бежал обратно в Европу. Так что, видимо, аккурат к 1521 году его в Москву и занесло.
Слухи о том, что из татарского плена он попал в Индию, где всякое его посвящение и произошло. Вряд ли, а вот встретиться в татарском плену можно было с кем угодно. Татары, видимо, отвезли его в Константинополь (Anna M. Stoddart. Life of Paracelsus: Theophrastus Von Hohenheim 1493-1541. Kessinger Publishing, 2003). В Константинополе он сделал татарскому принцу философский камень и покинул город, отправившись на Святую землю (Henry M. Pachter. 2007. Magic Into Science - The Story of Paracelsus: The Story of Paracelsus. READ BOOKS). Философским камнем был лауданум, так что принц, видимо, отпустил алхимика, покушав опиата. Вроде бы потом Парацельс отправился в Александрию, откуда - в Венецию. Восточный анабазис его закончился.