Получил комментарий от обитателя Коста-Рики. Он, кстати, чуть не единственный, кто попытался отвечать на вопрос о различиях диаспорных и компактно-проживающих народов. Но это потом, а вот про Коста-рику он рассказал вещи презанятные:
юзер, подписывающийся CJ
"Вообще, здешняя россыпь мелких стран, почти неразличимая на глобусе, на деле - очень пестра. Народы (даром что все испаноязычные и католичные), как бы ни были малы, очень различны между собой, и все очень остро осознают свое внутреннее единство и свою идентичность - панамцы, костариканцы, никарагуанцы и т.д. (Маркес, например, мог появиться только в Колумбии.)
Народные характеры вычерчены очень ясно, при этом каждый народ - это долгой утряски коктейль креольских, африканских и индейских кровей. (Что очень тут радует - это совершенное отсутствие расизма.) Но интересно, что даже в этих карликовых государствах прослеживаются яркие внутренние региональные различия: недавно выбрался на Карибский берег (а Коста Рика имеет еще и тихоокеанский), так это - вообще другая планета. В соседней Панаме - то же самое: карибский берег и тихоокеанский отличаются, как чай от кофе (и вовсе не совпадают с костариканскими "карибцами" и "тихокеанцами").
В общем, разнообразие - ошеломляющее. И очень полезное как лекарство от спеси "всезнания".
А про различия в культурной жизни местных и пришлых я бы и рад рассказать, да как-то нечего. Все мы тут, в общем, одиночки, и выстраиваем свою жизнь так же, как и дома - балансируя между ассортиментом, который предлагает страна и город, и собственными "подпольными" культурными устремлениями (книги, фильмы, домашнее образование). Только ведь и в России изменения очень стремительны, и оставшимся так же трудно поддерживать привычные формы культурной жизни, как и уехавшим. (Я уже не говорю о разнице между Москвой+СПб и "глубинкой".) В Коста Рике народ мало читает, почти не ходит в театры, на концерты и на выставки, ну так ведь и в российском укладе жизни эти формы уже не имеют прежнего значения. Бумажные книги нынче читаются труднее, и кто-то совсем бросил это дело, а кто-то перешел на экранное чтение. Ну, костариканские русские, с кем я говорил, в этом смысле ничем от москвичей не отличаются, равно как и от местных жителей.
Думаю, что корректное сравнение невозможно еще и потому, что быстрые изменения идут повсюду. И тут, и в России потребительская глобализация вытесняет прежние культурные формы - и интеллектуальную элиту, и традиционные слои культуры (церковный, народный), так что каждый индивид, кому не все равно, как жить, сам и вытачивает себе и своим детям культурную нишу, вполне осознавая, что долго она не продержится, - будет смыта чем-то новым, во что наши культурные повадки уже не конвертируются. Культурная жизнь как акт личного выбора - это сейчас, думаю, становится тенденцией. (Может быть, это не только плохо?)
Пример. На улице я познакомился с художником из Боливии, позвал давать уроки моей дочери. Он неплохой акварелист, честный, с хорошей, европейского типа, выучкой. Он не "столичная штучка", а обычный мужик из города Кочабамба. Приезжает в более богатую Коста Рику продавать свои акварели на улице, пользуется большим успехом. Участвует в выставках, в т.ч. в Европе. При этом, хоть и испанец, знает индейские языки, играет на нац.инструменте все эти печальные мелодии инков (вроде el condor pasa), знает и любит боливийский фольклор. В "отсталой" Боливии такая культурная жизнь (европейская живопись + индейские напевы) еще теплится, в "продвинутой" Коста Рике уже почти нет. Но сам художник - одиночка, удерживающий свою персональную культурную нишу от обвала одними своими руками...
О чем было бы интересно поговорить, - это образование, - вот уж основа основ культурной жизни. Но тут моя информация пока скудна и бессистемна, так что - до лучших времен. Вижу только, что здесь оно на подъеме. Ценимо в народе и опекаемо властями. Поиск хорошей школы (частной, как правило, но цены доступны большинству), независимо от ее расположения (тут отличная система школьного транспорта, да и машины есть у всех) - самая обычная родительская забота; равнодушия нет. Учебных заведений на 4 млн населения - очень много (цифр под рукой не имею, но поверьте на слово - избыточно много), и школ, и университетов, и частных, и гос. Есть ощущение жизни и здорового такого копошения, - это я почувствовал, ходя и по школам, и в минобраз, когда подбирал школу для своего чада. Уровень - низковат, в сравнении с тем, к чему мы привыкли. Муниципальные школы - хуже, плюс там можно подсесть на наркоту или попасть в дурную компанию; частные намного лучше и безопаснее. Школьная программа беднее нашей и структурирована совсем иначе; правда, и приоритеты другие (цивилизовать гражданина, а не создать интеллигента). И есть, видимо, силы, препятствующие подъему уровня (церковь, и еще, м.б. политические силы, желающие сохранить уровень "банановой республики" и курорта для гринго). Но ощущение жизни и роста - есть.
На культурный облик и систему образования влияет еще и местная национальная идея № 1 - природоохрана (более трети страны - заповедники). Но это - отдельная песня.