Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Неразборчивость Prima materia confusa

Читал Роулингового Поттера, поздние книги, которых раньше не видел, даже и понравилось, хотя и предсказуемо - не понравился "взрослый" мир, не столь очаровательный. а сама манера письма и усложняющегося сюжета - даже и лучше. При этом тем же махом прочитал и подделки под Роулинг, то есть сначала я думал, что это еще одна ее книга, большая, и только потом почти случайно понял - это чье-то творчество на сотни страниц, одно из продолжений... кажется, это называется "фанфик", хоть я и нетверд в этом слове. И я не отличил - то есть, по мне, это было сделано на том же уровне, ничуть не "ох, ох, как великолепно", но и вовсе не "ужас-ужас". Так что по крайней мере в переводе я не способен отличить Роулинг от подражателей, в чем себя и прощаю. И читал недавние книги Дьяченок, точнее Vita Nostra, и очень понравилось, хоть и показалось, что в большей мере теперь пишет дамская голова дуэта. Впрочем, я не особенно знаю историю этих авторов, а точнее, и не помню - когда-то читал пару абзацев перед какой-то книгой, где были рекламщиками даны биографии авторов, но я уже забыл. Это книга на приятную тему - "магический университет". Студенты учатся магии... Вся романтика первых курсов (пьянки-любови и пр.) плюс сумасшедшие занятия. Выделка книги, конечно, уровнем ниже, чем "Школа в Кармартене", зато сюжет плотнее и авантюрней, а нам это только давай, если, конечно... Конец авторы придумать не смогли, купировали роману хвост, получился этакий боксер - ну и ладно, спасибо и за хорошей лепки голову, хоть уши и висят. А у некоторых гностиков, рядом с парацельсовской традицией, такое было положение - что Бог - не Творец, он Сепаратор, Разделитель, в том величайшая его функция. Разделяет Темную Материю и Свет Натуры. Конец придумать не смогли, потому что там заряд больше, чем положено простой почеркушке-фантастике. Надо было выдавать большого масштаба эпилог, а это требовало увеличения размерности миттельшпиля - тогда весь написанный роман должен был быть лишь первым томом большой эпопеи. Но это надо много сил, глубокое дыхание, некоммерческую работу и - очень глубокое продумывание. У авторов всего этого не хватило - я без злобы, чего там, мне дыхания все время не хватает, чего мне над другими гордиться - они талантливые писатели, но дыхание мелкое, ну что делать. Поэтому с середины книги, когда они, если всерьез, только введение и написали - начали настегивать сюжетных коней, быстрее рваться к завершению интриги. И не удержались: главная их героиня тут же попала в "ловушку Блейда" или как там это называется. В мильонах фантастических романов герой (хороший мальчик), в первых главах вызывающий искреннюю симпатию читателей, потом с каждой главной получает все более сильные артефакты, становится потерянным сыном все более сильных королей и богов, перевоплощением совсем уж супермогучих личностей - так что на романном пространстве поплечных задач ему не остается, отчего авторы ныряют в эпилог как в прорубь, чтобы уже избавиться от этого чудовища, который готов творить вселенные мановением... Ну, не знаю, мановением чего он готов творить вселенные, но - готов. Так и у Дьяченок девочка-зубрилка вдруг оказывается хрен-те-чем, и приходится быстрее свертывать романную ткань, пока не порвалась. Между тем Роулинг это удается - и вообще англичанам часто удается. Так что по уму если, надо писать некий учебник для писателей - без вывертов и дурости, а конкретная механика и перечисление механизмов - каким образом англичанам удается делать соразмерные эпилоги, соблюдая стройность и равноуровневость изложения. Что-то вроде сохранения симметрии - насколько было поднято по уровню в начале, столько должно быть сохранено-разрулено в конце. Нет, не удается наскоро сказать - ну и то. Это ж в самом деле формулировать надо и действительно приемы изучать, а то норовят стихосложением и стиховычитанием заниматься, гуманитарии паганые, а делать нужные прикладные вещи - самоучители для сказочников писать - нету их. Между тем - штука практическая вполне, нужная и не глупая. Потому что талант работает по вариациям лекала, а коли нет даже и представления о лекале - ну и что? сидим на колченогих табуретках и самопальных... А потому что очень это тяжелое дело - разделять, распутывать все эти вещи. Уровни, на которых пишется история. Автору хочется взлететь, и он уже даже и щеки надувает - а крыльев нет. Те же, кто долгие десятилетия растят крылья, потом почему-то уже не пишут фантастических романов, норовят делать что-то серьезное - и тогда у них крылья обращаются в щеки. Такое вот колдовство. Мало кто может написать сказку.
Tags: books6, literature3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →