Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

прообраз_ование

Попалась в руки книга Кирилла Кобрина «Гипотезы об истории» (М., 2002). Последний её раздел – «Культурная революция в российской провинции 90-х». О провинциальном образовании.

В пересказе исчезнет чуть не главное – стиль, который на три четверти определяет содержание книги. И все-таки… Набросаю мнение автора о провинциальном гуманитарном образовании.

Описание страстей – блат, коррупция, нет учебников, низкий уровень, бедность… Возрастание статуса ПТУ до Университетов. Описано здорово, но вряд ли это удивительно. Автор не об этом – он говорит: речь не о разрушении, а о созидании. Сейчас создается (да и уже создалась) новая система высшего гуманитарного образования, сложившаяся в провинции в 90-е годы.

Уровень этого образования – ниже плинтуса. Выпускаемая продукция идёт не в науку, а в офисы и интеллектуальную обслугу.

Образование есть государствообразующий институт. Страну держит единая система воспроизводства образованных людей. Они создают нацию. А здесь – моральная коррупция. Нет серьезной возможности учиться – даже если у кого есть желание. Объясняется механика – ситуация с преподавателями, учебниками. Критика современной системы грантов.

Кто выпускник, что в нем заложено? Не знания, утверждает автор. Совсем другое качество: покорность и прагматизм. Автор утверждает, что это – черты поколения. Это то, что придет вслед за теми, кто был «взрослым» в девяностые годы. «Люди девяностых были продуктом российской истории и культуры». Автор не хвалит «девятидесятников», он говорит, что они были хоть чем-то. Следующие – уже нет.

«Адамическое поколение. Без прошлого – точнее, с какой-то бесформенной невнятицей в прошлом. Индифферентное. Лишенное традиционных ценностей. Не придумавшее новых. Обходящееся полублатной корявой речью, но без урканских высот и красот. Идеальное сырье для любой сильной власти».

Вывод: в стране произошла «культурная революция».Аналог – советское поколение 30-х, «красной профессуры». Руководители по призванию. Специалисты в руководстве театром или шахтой – всё равно. Равно сведущи в политологии, экономике и искусствоведении. «Общество … приуготовляется к вылепливанию из него другой фигуры».

«Уникальная особенность культурной революции в русской провинции 90-х заключается в том, что у нее не было автора, вождя и даже – до определенного времени – заказчика. Она началась как поистине народное движение и некоторое время происходила сама собой». Автор считает, что в этом и ценность: анализируя ход культурной революции, можно понять, чего (бессознательно) хотело общество.

Мне кажется, что спорить «в лоб» (как и соглашаться) просто не нужно. Разумеется. масса есть примеров туда и сюда. Разумеется, можно набрать статистику того и сего. Автор пишет по личным впечатлениям – и специально оговаривается, что столичную гуманитарную науку не знает. Он знает только провинцию. Так что – не то что «единственно верное обобщение», а именно – личный взгляд.

Мысль о культурной революции хороша. Может быть, эта революция не похожа на то, что было в тридцатые; может быть, не все краски столь какашного цвета; может быть, не всё сводится к сильной власти. Но за словами о «культурной революции» и новых людях формата начала нового века – что-то стоит… Стоит подумать.
Tags: books3, education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments