Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Избавление от страха и риска

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1176176.html?thread=58112880#t58112880

aka_b_m
Миф-то такой я вроде вижу. И даже некоторое развитие в интересном для себя плане (ну что-то вроде "плюс Интернет", если на уровне макросимволов). Но вот совсем не вижу в таком мифе потребительских ценностей - если не обманывать. Т.е. либо настаивать на том, что знание - ценность, а все, кто так не думает, идут лесом, либо как-то связывать с тем, что уже есть. И анимэ-ниндзя, и Поттер и даже "Отчаянные домохозяйки" на язык таких потребительских ценностей ложатся легко - власть, секс, достаток, здоровье. В университете не выделяется ничего из этого.

ivanov_petrov
Я бы предложил такую развертку. В современном обществе почти нет угрозы голодной смерти, все настоящие трудности отодвинуты. Игры в секс и здоровье-достаток столь же присущи мифу Университет, как ГарриПоттеру - тут разницы нет. Но это совершенно вторичное обстоятельно и не тем Поттер интеерсен. что там добывают здоровье. Эти мифы торгуют одной из самых востребованных сейчас ценностей - интересом к жизни.
Это оченьценимая потребительская ценность.
В этом мифе интересно и совсем не скучно - тем привлекает.
Но в этом нет специфики. И боевик, и что угодно другое сейчас пытается сыграть на этой ценности.
Специфика в ином. Вот Емеля на печи. Глупо говорить, что миф о Емеле - или сказка, не важно - про самоходные печи и говорящих щук. И опровергать - мол, нет в россии самоходных печек... Там миф о некотором специфическом характере - о человеке - а прочее антруаж, но без него нельзя - не выявится характер.
То же с Университетом. Это гнездо массы увлекательных сюжетов - может быть секс, детектив. боевик. что угодно - стилистика держит очень многое. Но это лишь возможности. главными являются черты характеров людей, которые могут быть раскрыты в этом антураже. а в другом не могут.
именно поэтому миф неукрадимый. Эти черты характера не могут быть жизненно представлены с иными национальными характерами. Так что важно не то. что русские университеты не напоминают идеальные. Важно, что антураж этот дает возможность сделать интересный сценарий или сюжет (та самая потребительская ценность), а на этом сюжете могут стоять очень интеерсные группы дргих ценностей

aka_b_m
Нет, черты характеров людей могут быть раскрыты и в другом антураже, да в саомо дурацком можно угнездить массу увлекательных сюжетов. Вымрут, конечно, быстро - но хорошо бы понимать, почему. Я, собственно, написал, и тут же сообразил парочку ценностей. Т.е. одну вспомнил, потому что давно в голове крутится, вторую таки приспособил из уже сказанного. Первая - справедливость. Очень широко ценимая ценность, вполне вписываемая в университет (не как равенство, ессно) и в русскость. Вторая - свобода от страха. Точнее - подчёркнутый отказ от придания ценности риску, в обе стороны. Пример из того, что я перечислил - здоровье как ценность, т.е. очень часто страх смерти, риск болезни и масса ненужных, бессмысленных действий по предотвращению. На это вообще очень много завязано в современном мире (на предотвращение рисков) - от биржи до детсада. Забыл упомянуть как ценность волю (свобода которая) - она вполне ложится на университет, сразу ясно. Мне второй не хватало, потому что везде минимум две - ну вот справедливость в пару. "Безрисковость" в резерве. Уже кое-что, на этой почве много других ценностей действительно можно вырастить.

ivanov_petrov
ну, я бы добавил... хотя сейчас трудно. ладно. в другой раз дргое нарисую.
это концепция (со)общества. основанного на культуре и светского. В таком обществе иные отношения, чем в во власте- и экономоцентричном обществе. Можно с интеерсом поиграть - ясно. что и право, и деньги имеют хождение. но не на них завязано главное сюжетообразующее, и можно посмотреть. как складываются отношения. Сообщество, соединенное интересами творчества и самореализации - не внешним достижением цели. Это как задача - опять же, большинство показываемых сообществ соединены внешней целью, здесь же можно попробовать показать внутреннюю. Вашу безрисковость - попросил бы раскрыть. мне пока понять трудно. я не чувствую этого - будет воля ваша, напишите еще подробнее. а я бы - про свободу, это может быть сюжет о том, как в соотв. сообществе у человека появляется возможность быть свободнм совсем иначе. чем это воспринимается сейчас в обыденности. Свобода как творчество. как изобретение этических выходов - исследовательская и обучальная среда дает массу поводов для разрисовки таких детективных ситуаций. Здесь игра и всякие "нарушения правил" могут регулярно разрешаться созданием правил более выского порядка.

aka_b_m
Да, разумеется, свобода в ином смысле, не от "свободы других" - отсюда и справедливость. Безрисковость - это не ценность сама по себе, а как бы убирание ложной ценности. Науке/разуму сегодня приходится всё время пугать людей, чтобы они делали, что велит наука/разум, и, как и в случае с воспитанием детей, это быстро выходит из под контроля. Безрисковость - это просто ненужность такой лжи, что может быть отмечено как отдельная ценность.

ivanov_petrov
теперь, кажется, понял. То есть страсть к познанию немеркантильная - не потому, что на экзамене зарубят - работы не получишь - мир взоррвется - а просто: мне интересно знать!

aka_b_m
Ну да, можно не бояться. Той ерунды, которой боятся сейчас (и этот страх калечит).
(c) zh3l
Tags: education2, myth2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments