Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Университет

Еще с одной стороны зайду в объяснениях.
Вот есть мечта об армии. Таких людей много, очень много - которые мечтают и тоскуют об армии. Есть такие писатели-фантасты - я не помню имен, Злотников, кажется, наверное и еще много, ну и не только писатели - в ЖЖ тоже много. Они мечтают и создают в мечтах образ "идеальной" армии. Там ясность целей, вменяемость средств, братство, сплоченность общими испытаниями. Тяжело, но хорошо. Очень много значит честь - причем эта честь так разумно и замечательно устроена, что выражается внешними знаками различия. Число всех этих шевронов, шпал, дырочек, выпушек, железочек на разных местах тела обозначает тонкие различия количества несомой субъектом чести и ее качественные особенности.

Есть мечтатели свободы. Я не могу привести примеры, плохо помню слежавшиеся тонны худлита, но несколько представляю - ценности свободы обычно отстаивают, поместив героя в очень зажатые, несправедливо-деспотичные условия, откуда любой шаг в сторону смотрится как добродетель. И вот такой герой поражает окружающих добровольно-скованных своей непосредственностью и умением двигаться боком в сторону, когда все пешками вперед и шашками назад. Обычно это человек искусства, богемы или хотя бы носитель особенной эстетики. Одинокий протестант, террорист и защитник, художник и вольный сыщик, волк против роты егерей.

Есть разные мечтания. Я не говорю, что они плохи. Но дело в том, какие ценности способны выразить специфические мечты. Не в том дело, что армия - это плохо, и мечтать об армии не следует. Но в этот идеал одни ценности помещаются, в нем играют (вот те самые командные взаимовыручки, честь и пр.), а другие туда не помещаются и даже при насильственном внедрении чувствуют себя плохо. То есть каждая такая сюжетная канва - предопределяя типы сюжетов, возможные типы характеров и ситуаций - их бесконечное множество, но все же сектор возможностей ограничен - каждая сюжетная рамка предопределяет ценности, которые будут выражаться (в случае успеха автора; разумеется, можно сделать дрянь, которая не будет выражать ничего).

И вот я говорю, что в сюжете "Университет" могут выражаться очень важные для России ценности, важные для России особенно и в большей степени, чем для других культур. Дело ж не в том, что никто, кроме армейских, чести не разумеет. Однако в иных группах сюжетов "игра в честь" возможна, но на периферии, она не выходит в центр - потому что есть более важные ценности. В армейском сюжете вполне может идти речь о свободном независимом художнике, который именно нарушением правил и устоев создает возможность дышать - но вот сделать центром такой персонаж нельзя - иначе он сломает жанр и не будет это армейским сюжетом.

И потому "университетский миф" не может быть захвачен другими культурами - вовсе не потому, что у них тех ценностей нету или они недоразвитые, а только по соотношению. Там есть более важные и центральные ценности, и "университетские" не будут играть центральную роль. В этом смысле - они там не станут мифом. А в России эти ценности - центральны. Вот играть ценности рынка, торговли, оборотистости в России не удастся. Еще раз: не потому, что в России нет оборотливых людей и невозможно не презирать торговлю - ну конечно, очень возможно уважать и сделать что-то хорошее о сообразительных бизнесменах, но вот мифа - не получится, эти ценности на периферии. А университетский миф - для России централен (не в том дело, что нет других центральных; с империей придется плакать еще долго - что делать, себе камень на шею... мечтать тоже надо с умом). Иные мечты ложатся на будущее тяжелым грузом - имел дурость помечтать о чем-то - расхлебывай. У России довольно много таких тяжких мифов, сдуру намечтанных - которые придется расхлебывать.

Так вот, университетский - сейчас - очень хорош, он может служить противоядием к многим привычным болезням российской мечты. Это не "анти-" миф. То есть он самостоятелен, а не берет силу у противника (как миф о свободе - тот питается притеснениями, как миф о справедливости - что питается злом несправедливого насилия и гневом). Самостоятельный миф хорош - его можно излагать, не играя за противника, не усиливая его. А то ведь за свободу можно бороться "чем хуже, тем лучше" - специально усиливая противную сторону, чтобы огонь собственного противостояния был контрастнее и ярче. Так с верой часто бывает, увы. А с университетским мифом нет таких подлянок - он автономный, излучает собственную силу, причем как витамин сейчас нужную.

Так что хорошо, если бы у кого-то хватило силы взяться.

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1185874.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1176176.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1184279.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1181598.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1180309.html
Tags: education2, myth2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments