Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Меж тем Жюль Верн

http://lib.rus.ec/a/32311
Ник Горькавый, астроном. Он же http://don-beaver.livejournal.com/
Автор Астровитянки и Теории катастрофы.
Мне порекомендовали. У меня сложилось следующее совершенно необоснованное мнение. Человек прочитал гаррипоттера и возмутился - почему наше будущее, мечты об образовании детей - опирается на ненаучную болтовню о магии? чудесный сюжет, прекрасные дети - и все уходит во впечатление, что настоящие чудеса скрыты в магии, а не в скучной науке.

И не просто возмутился, а - написал книгу, вполне себе доброкачественную, вполне похожую на гаррипоттера, причем похожую в хорошем смысле. То есть не пародия с унылыми попытками сострить, а - скажем так - проложена топологически та же сюжетная линия в иных условиях. Выросшая на астероиде девочка-сирота, чудесное спасение, потрясающий университет для золотой молодежи на Луне, девочка-гений... Но это ладно. Это всё по линии писательского таланта... Вполне доброкачественно, но, простите меня, не первый класс. Обычная фантастика, выше жанровой литературы нет смысла оценивать.

Там только одно "но". Выстроен весь Хогвартс - но на научной основе. Даже Шляпа, назначающая на факультет - просто подсоединена к компьютеру, который, опираясь на успехи абитуриента на экзаменах, определяет его предполагаемую специализацию. И все стандартные хогвартские чудеса - с научной основой, вполне разъясненной и даже не слишком-то фантастичной.

И это бы было не более чем не слишком интересным приемом, если бы не просветительский замес. Автор самым серьезным образом хочет заинтересовать молодых читателей наукой и научным познанием. И потому книга по-жюльверновски содержательна. Если по сюжету лектор читает курс теории литературы или общего системного анализа - то текст этого умнейшего лектора, профессора и гордости земной цивилизации - прямо приведен в книге. Читатель может судить не о впечатлении от лекции по ощущениям студентов, а сам прочитывает все эти космологические, биологические, социальные идеи, которые автор подарил профессорам и талантливым студентам.

Я бы сказал, что местами чуть скучновато, но именно эта черта выделяет книгу из многочисленных штампов послепоттеровской эпохи. Это искренняя уверенность, что научное познание - это интересно, это чудесно и это хочется знать. Автор - естественник, и потому профессионально умеет упрощать. Там, где в "Школе в Кармартене" используется обратный приём - читатель заваливается грудой незнакомого и непонятного филологического материала и свободно тонет в этом море интересных фактов... свободно и с песнями, да. А тут - чрезвычайно ясное, популярное изложение сложнейших проблем, причем популярное до наивности, и в каждом случае - вполне серьезное. То есть автор популяризирует не выдуманные "фантастические" идеи, а вполне реальные. Скажем, в книге героиня придумала новую модель вселенной и новую теорию Большого взрыва. Это важный сюжетный ход, она благодаря этому поступила в этот Лунный Хогвартс и вообще это свидетельство её гениальности. Но это и в самом деле существующая теория - и автор её самым серьезным образом опубликовал и отстаивает. То же везде - если что-то говорится о социологическом расчете будущей истории Земли и влиянии на историю - видно, что автор в самом деле так думает (в частности - так, что не исколючает, разумеется, и других мыслей у него же на сей предмет). И он пытается эти социаологические взгляды обосновать вполне серьезно - ну, насколько это позволяет популярность изложения.

Короче, гаррипоттер, написанный жюльверном. Но университет там - в самом деле хогвартсовский. Это университет в англосаксонской культуре, не в немецкой и не в русской.
Tags: books6, education2, literature2, myth2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →