Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Вот когда понятно - тогда понятно, а то ничего не понятно

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1189296.html?thread=58561968#t58561968

ptitza
Очень хорошо и очень понятно. Кхм... э-э-э... всегда бы так.

ivanov_petrov
вокруг почти никому не понятно

ptitza
Не, в прошлый раз было не очень понятно. Хотя понятно, что там мысль какая-то, но как обезьянка с палкой - тянешься сквозь прутья, знаешь, что там наверняка вкусный банан, а достать не можешь. К сожалению, у Вас это часто бывает, и вкусные бананы остаются несжёванными - мной, во всяком случае. А теперь понятно. Я хотела как раз примеры привести, проговорить вслух, но отлучилась, а теперь приведу.

Вчера объясняла сыну соц и кап систему, а в конце сказала: "Советская система создала то, что не удавалось никому раньше: создать целый класс людей, для которых образование, знания - самое главное. Олимпиады, кружки, шефство над отстающими, ЧГК позднее и проч. И вот, мол, счастье жить с такими людьми ни с чем несравнимо". Это я бессознательно творила университетский (ну, немного расширенный до "знания", "образования") миф в голове у сына. Ведь миф - не значит, что этого нет. Миф обязательно проявляется, пусть не во многих, но так ярко, что многим заметно. Иначе это не миф, а сказка, мечта.

И тут вдруг, как специально, иллюстрацией сказанному, по радио интервью с создателем "Тетриса" Алексеем Трошевым... Трощиным, не помню. "Тетрису" 25 лет. 120 млн. копий продано - на Западе (среди них одна моя, купленная в 80-е). Репортёр (мериканский) в обычном духе: мол, вы, наверное, настрадались бороться с советской властью за копирайт, но теперь-то всё в порядке? И вот этот Трошев (54 года, математик, сотрудник Академии наук СССР), в типичной нашей "университетско-мифической" манере, говорит: "Да ну что вы, да ладно вам, да я и не боролся, я им сам сказал: "не нужны мне никакие права, только издайте - мне ж интересно, как пойдёт, то сё" - и дальше рассказывать, как ему интересно это было всё изобретать, и как он с друзьями это всё обсуждал и проч. Репортёр вопрос свой про копирайт с миллионами перекроил и опять задаёт (думал, Трошев не понял его в Москве своей). А Трошев опять свою линию. И так несколько раз, пока репортёр не сдался ("и им не сойтись никогда"). Это было очень смешно.

Это не значит, что на Западе нет подвижников науки. Но они выступают в рамках других мифов. Например, на Западе есть миф "сумасшедший профессор" (самый яркий выразитель его - Эйнштейн; но это целая индустрия, конечно). Этот профессор, рассеянный и постоянно погруженной в науку, тем не менее, всегда при хорошей зарплате; неосведомлённость в материальных делах не является частью этого мифа, как не является -- это важнее! -- и обязанность нести науку в массы, несмотря на то, что "профессора" обязательно работают в универстите. То же в науке. Я уже приводила пример "сумасшедшего учёного" Дж. Генри, который изобрёл телеграф, но отказался участвовать в его коммерческом применении, т.к. "чистая наука", по представлениям 19 в., не должна смешиваться с коммерцией. С уютным домиком у него всё в порядке - но запомнили ли его студенты как замечательного профессора? Нет.

У нас "сумасшедшему профессору" противостоит миф "университетского профессора", что на Западе совершенно отсутствует (у сумасшедших профессоров нет миссия просвещения). А у нас - плеяды, десятки имён "знаменитых профессоров" Московского, Петербургского, Казанского, Дерптского и прочих университетов. Это те, кого запомнили и любили студенты. Воспоминаний об их лекциях - миллион в литературе. Плюс они -- важная часть общественности наряду с писателями, юристами (Кони и проч.). Это важно, т.к. общественность - создатель и одновременно носитель мифов у нас.

То есть, миф, который я развила перед сыном, неточен: эту общность создала не Советская власть, конечно: он начался в 19 в., а Сов. вл. что-то внесла в него - чего, не знаю, лень думать и развивать, неважно.

Тут ещё можно сравнить, скажем, западное братство вагантов - и наше университетское братство, которое вечно собиралось на квартирах -- у Одоевского, Пушкина, Лермонтова, у Достоевского, Тургенева и проч. - и при Советской власти переросло в кружки по сути - при Дворцах пионеров, археологические, геологические, исторические и проч. Его начало в немецком университетском мифе -- он он совершенно другой. И т.д.

Про клубность vs открытость Ваш комментарий выше тоже очень точно. Жаль, что прочла позже, чем написала - это недостаточно подчёркнуто в моих примерах, хотя и присутствует.

ivanov_petrov
да, спасибо, за это различение университетского профессора и сумасшедшего. а то один за другим говорят - это миф о чудаке, сумасшедшем профессоре, гнам ли не знать - и я устал повторять - нет, не то. "Наш" профессора пока не встроен в миф - можно отыскать в литературе несколько похожих персонажей, но пока это не слилось в единство и может быть развеяно и забыто в любую минуту.

petsen
Спасибо вам обоим за этот диалог!
Как будто бы вдруг появилось чутье, о чем это.

Но это просто какие-то бабушкины очки: так это крутится в голове и определяет жизнь, что даже и мысли не возникло, что Вы (ivanov_petrov) -- об этом. Вот уж воистину -- способности учеников.


-----------
Если очень долго... то иногда...
У каждого свои ключи от понимания. Одному становится ясно вот так, а другому для ясности надо иначе. И если долго-долго пробовать, то один, то другой начинают что-то понимать.

При этом очень важно, что я не говорю - "что такое" этот университетский миф. Это погубило бы всё дело. Я могу тщательно, кисточкой, расчищать и показывать - не это, и это лишнее, и это - не он, оконтуривать... Но передавать само содержание не должен.
Tags: education2, myth2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments