Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Кристофер Лэш, «Восстание элит»

От нескольких знакомых слышал похвалы, мол, «знаменитая книга». Отчего-то не впечатлен. Мне показалось – «типичный представитель». Есть такая серия – «западный человек» обличает Запад. Там («у нас») коррупция, бескультурье, бездуховность, пассивность политическая и другие вещи нехорошие. Книги эти часто талантливые, но примерно похожие. Ну вот и Лэш…

Есть там, правда, несколько сквозных ниточек занятных… Не знаю, может, показалось. В общем, одна из них - соотношение демократии и гражданских доблестей. Старая такая честертоновская тема. Раньше были люди веселые и исподволь склонные к героизму, а демократический человек скучен, уныл и даже будучи приперт к стенке, не геройствует. Сложил свой виртус веером и потребляет, значит, пирожки.

«Подразумевает ли демократия высокие стандарты личного поведения?» Исчезли преданность и уважение… Дальше понятно.

«Множащиеся свидетельства повсеместной неэффективности и продажности, упадок американской производительности труда, погоня за спекулятивными барышами за счет промышленного производства, износ материальной инфраструктуры нашей страны, убожество жизни в наших захваченных преступностью городах, тревожный и постыдный рост нищеты и увеличивающаяся несоразмерность между нищетой и богатством…» Просто не могу заставить себя оборвать цитату. Был такой анекдот в брежневские времена: «Говорите… говорите…». Невольно думаю: неужели и у них… Чубайс? Широко простирает руки свои.

«Равные права еще не обеспечивают самоуважения…» «Демократия также требует более действенной этики, чем просто терпимость….». Да. Терпимость… терпимость… действенная этика… Это надо запомнить.

«Мы твердо намерены уважать каждого, но мы забыли, что уважение должно быть заработано».

«Несмотря на все перестановки и превращения либеральной идеологии, две ее главные характеристики удерживались на протяжении всех лет: ее приверженность прогрессу и ее вера в то, что либеральное государство сможет обойтись без гражданской доблести».

«Установления и законы общества могут быть основаны на добродетели, даже если особи, составляющие его, будут порочными» (это, правда, цитата из Джона Тернера, но ничего). «Сам Милтон Фридман признает, что либеральное общество требует минимальной степени образованности и знания». Сам Милтон Фридман… Это надо запомнить.

«Во имя сочувственного понимания мы притерпелись к второсортной работе, второсортным мыслям и второсортным нормам личного поведения. Мы примирились со скверными манерами и со многими видами скверного языка, начиная от вульгарно-бытового сквернословия, ставшего теперь вездесущим, до ухищренных академических экивоков». Так. Американцы притерпелись к бытовому сквернословию. Это надо запомнить.

«Мы редко даем себе труд исправлять ошибку или оспаривать собеседников в надежде придать другой ход их мыслям. Вместо этого мы или берем их криком, или соглашаемся на несогласие, говоря, что каждый из нас имеет право на свое мнение». То есть, что у них там горлом берут, а это нехорошо. Это надо…

«Насилие, преступление и общий беспорядок почти неизменно поражают приезжающих к нам гостей как самые броские черты американской жизни». Не-ет, ни за что… В Америку – ни ногой. И раньше не хотел – а тут… Во-первых, это ужас, а во-вторых, все американские недостатки я, кажется, уже видел.

«Может ли демократическое общество процветать или хотя бы выжить без механизмов внутреннего самопринуждения…» Дальше о гуляющих на свободе ордах преступников, получающих слишком мягкие наказания, о детях, втягиваемых в культуру преступления…
«Нам, следовательно, нужно спросить себя, чем объясняется это массовое отступничество от норм личного поведения… когда-то считавшихся обязательными для демократии?» И дальше об упадке религии. Всё, не могу больше запоминать.

И все-таки я не понял – из этой книги это и невозможно понять – как обстоит дело в демократии с гражданскими добродетелями. Если это, конечно, не псевдопроблема. Зато я понял, дело американцев – труба. Но как они будут выплывать – ума не приложу. Нам-то было легко – было кому сдаваться. А им, беднягам? Просто хоть волком вой, а капитулировать не перед кем. А ведь придется…
Tags: books3, history3, sociology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments