Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Hilde de Ridder-Symoens

The change face of centres of learning. P.115-138 // Schooling and society: the ordering and reordering of knowledge in the Western Middle Ages. Eds. Alasdair A. MacDonald, Michael W. Twomey. Peeters Publishers, 2004. 268 pp.

Из церковных школ университеты. Во время крупных реформ монастырской жизнив 12 в. большинство монастырей закрыли их schola externa, открытые для студентов, которые не собирались поступать в монастыри, а содержание schola interna было редуцировано только к изучению латыни исключительно в религиозных целях. Так было почти везде, кроме нескольких исключений. Поэтому уже в 13, 14 в. монастрыские школы стали маргинальными в деле образования.
Исключения – было образование у францисканцев и доминиканцев, но их система также была выстроена только для религиозного образования в узком смысле – хотя имели аналог высшего образования studia generalia. (тут разошлось светское и церковное образование)

(одновременно: 12 век – юридическая революция – резкое возрастание документооборота. Еще: резкое увеличение желающих быть монахами. 12 век – расцвет клюнийского движения. 1015–1075 — бенедиктинские реформы. XII век — братства госпитальеров. Смешанные монастыри. Монастырские лепрозории. Рыцарские ордена.)

Даже после создания других институтов монастыри и аббатства продолжали копировать и хранить научнеы работы – создавать бестиарии, лапидарии и энкицлопедии – как классических, так и современных им авторов. Монастырские библиотеки служили хорошим подспорьем для обучения. Многие аббаты происходили из благооролдных и королевских фамилий, были очень богаты. Их библиотеки отражали их интересы и склонности. Raphael de Marcatellis 1437-1508, сын Филиппа Доброго (Philip the Good, бургундский герцог) – глава бенедектинского аббатства в Генте.

В С. Италии купцы, а им нужны нотариусы, секретари, юристы. В 13 в. купцы С.Италии и Фландрии нанимали учителей и организовывали школы. Дания, Англия. Нидерланды и некоторые части Германии – в это время ок. 1400 муниципальных школ. Во Франции церковные школы доминировали еще до 15 в. В начальной школе мальчиков и девочек с 5-6 лет учили читать, писать и считать. Дети всех возрастов и уровней обучения сидели в одной комнате и получали от учителя индивидуальные задания.

После получения базовых навыков мальчики в больших торговых городах имели возможность изучить иные языки и получить дополнительрные коммерческие навыки –коммерческое письмо и бухгалтерский учет. Поскольку говорили на диалектах (напр., в Нидерландах – особые диалекты Нижних земель), то отдельно учили французский. Выше начальной школы – продолжающееся образование для девочек из знатных семей. И отдельно – латинские школы только для мальчиков, это были подготовительные школы для университетов. Свободные искусства составляли основу обучения, но в более секулярной форме, меньше обращали внимания на квадривиум. В такие школы шли школяры, часто те, что собираются стать врачами.

Декреты 1 и 2 Латеранского собора 1179, 1215 постановили, что школа должна быть свободной. Интеллектуальная работа понималась как занятие, подобное другим профессиям – с собственными инструментами (книги), техниками (схоластика), и корпорациями (факультеты, колледжи, нации). С другой стороны, унивеситетские профессии были профессиями высшего уровня престижа.

Поскольку деление на факультеты было очень традиционным и дожило до Французской революции, - ведение в университетский курс новых дисциплин было очень трудным делом. И на уже состоявшихся дисциплинах – текстуальный канон был фиксирован, было известно, какие тексты следует читать по какой специальности.

Эта картина сохранялась, в общих чертах, до 1700 г. Начальное образование, сеть школ в городах, secondary education в латинских школах, также называемых гимназиями или колледжами. Создавали их религиозные ордена, владетельные особы, правительства, приходы, сообщества, городские магистраты и частные лица. Научными исследованиями, кроме университетов, занимались в академиях и ученых обществах. Не было монополии и в сфере высшего образования у университетов. Сейчас трудно представить, но – например – до 1700 важными центрами знания оставались суды, а социальные элиты приспосабливали в качестве образовательных центров – академии.

Иезуиты интегрировали методы гуманистов в программу католическизх реформ. В протестантских странах создана система педагогики Меланхтон, Штурм, - и Кальвин, который был ассистентом Штурма в Страсбурге. – Ratio studiorum – образовательная программа иезуитов 1599. Взята за основу в католических колледжах. Программа «гимназий» в двух разных религиях была примерно однйо и той же (иезуиты и Штурм поглядывали друг на друга) – примерно один круг классических авторов, хотя несколько цензурированный в ту или иную сторону.

В 16 в. число латинских школ в Нижних землях Нидерландов удвоилось – и вероятно даже утроилось – в течение нескольких десятилетий.

Ренессансная педагогика рекомендовала странствия – peregrinatio academica. 16, начало 17 в. – студенты следовали за корифеем из университета в университет. Но в конце 16 в. сформировался другой тип академического путешествия – Grand Tour. После окончания обычного университетского образования верхние 10% - наиболее обеспеченные члены общетва – посылали студентов на срок от нескольких месяцев до нескольких лет – в другие университеты Европы для пополнения образования. Представляли дело так, что молодые люди в других землях оттачивали и полировали свои манеры, обучались политику, такту, культуре и искусствам. Этот взгляд на образованеи выражен напр. Томасом Элитом 1490-1546. План воспитания сыновей джентльменов. Во время такого Гран-тура посещали не только университеты, но специально для таких целей – для этих туров – созданные академии (academies d’equitation ou d’exercises, Ritterakademien, college di nobili, seminarium nobelium). С конца 17 в. таких школ для нобилей стало все больше по всей Европе. Это была альтернатива университетскому образованию, лучше контролируемая и лучше приспособленная система к целям воспитания элит - будущих политиков, дипломатов, администраторов и юристов. По этой причине университеты потеряли часть социальных функций (образование элиты). Во Франции это академии в Saumur, Sedan, Orange, Nimes, и католические академии в Aix, Анжере, Безансоне, Лилле. Университеты конкурировали, пытались включиться в Гран-тур, сделать специальные курсы для именитых студентов. Домашнее обучение оставалось популярным среди нобилей в Испании, Дании, Норвегии, Швейцарии. Часто комбинировали – домашнее образовнаие и гран-тур. Это – история образования 17, 18 вв.
Отдельная линия: в Италии под влиянием авторитета платоновской академии в античности стали образовываться общества, которые тоже амбициозно именовали себя академиями. Это название стало распространяться по Европе. И все большее число кружков и обществ именовало себя академиями. В течение 17 в. многие из этих обществ стало заниматься экспериментальными науками. Многие ученые общества и частные лица собирали коллекции книг, курьезов, диковин – камни, раковины, ископаемые, археологические находки, чучела зверей и птиц, коллекции насекомых и пр.

В Италии возникли abbaco school. Школы абака, школы вычислений. – специализирвоались на коммерческой математике. Давали основные навыки для работы купцом, клерком, помощником торговца. И появились специальные abbaco учителя abbachista. Постепенно за время Ренессанса такие школы абака расширились на полную программу образования – начиная с начального обучения чтению письму счету – и до обучения двойной бухгалтерии и итальянской литературе. В 16 в. в Антверпене т.н. общинные школы communal school следовали итальянским образцам. Но в голландских школах преподавали несколько иностранных языков – итальянский, исанский, английский и немецкий. А во многих странах такие специальные школы не прижились. Это было образование, параллельное высшему университетскому для среднего класса – как школы для нобилей были параллельным путем для высшего класса.

Заключение. Перемены были постепенными. Зависели от многих факторов. Период Ренессанса не может считаться поворотной точкой в содержании образования. Начало 17 в. не может быть распознано как начало нового периода в способах передачи знаний.
Tags: books6, education2, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments