Из церковных школ университеты. Во время крупных реформ монастырской жизнив 12 в. большинство монастырей закрыли их schola externa, открытые для студентов, которые не собирались поступать в монастыри, а содержание schola interna было редуцировано только к изучению латыни исключительно в религиозных целях. Так было почти везде, кроме нескольких исключений. Поэтому уже в 13, 14 в. монастрыские школы стали маргинальными в деле образования.
Исключения – было образование у францисканцев и доминиканцев, но их система также была выстроена только для религиозного образования в узком смысле – хотя имели аналог высшего образования studia generalia. (тут разошлось светское и церковное образование)
(одновременно: 12 век – юридическая революция – резкое возрастание документооборота. Еще: резкое увеличение желающих быть монахами. 12 век – расцвет клюнийского движения. 1015–1075 — бенедиктинские реформы. XII век — братства госпитальеров. Смешанные монастыри. Монастырские лепрозории. Рыцарские ордена.)
Даже после создания других институтов монастыри и аббатства продолжали копировать и хранить научнеы работы – создавать бестиарии, лапидарии и энкицлопедии – как классических, так и современных им авторов. Монастырские библиотеки служили хорошим подспорьем для обучения. Многие аббаты происходили из благооролдных и королевских фамилий, были очень богаты. Их библиотеки отражали их интересы и склонности. Raphael de Marcatellis 1437-1508, сын Филиппа Доброго (Philip the Good, бургундский герцог) – глава бенедектинского аббатства в Генте.
В С. Италии купцы, а им нужны нотариусы, секретари, юристы. В 13 в. купцы С.Италии и Фландрии нанимали учителей и организовывали школы. Дания, Англия. Нидерланды и некоторые части Германии – в это время ок. 1400 муниципальных школ. Во Франции церковные школы доминировали еще до 15 в. В начальной школе мальчиков и девочек с 5-6 лет учили читать, писать и считать. Дети всех возрастов и уровней обучения сидели в одной комнате и получали от учителя индивидуальные задания.
После получения базовых навыков мальчики в больших торговых городах имели возможность изучить иные языки и получить дополнительрные коммерческие навыки –коммерческое письмо и бухгалтерский учет. Поскольку говорили на диалектах (напр., в Нидерландах – особые диалекты Нижних земель), то отдельно учили французский. Выше начальной школы – продолжающееся образование для девочек из знатных семей. И отдельно – латинские школы только для мальчиков, это были подготовительные школы для университетов. Свободные искусства составляли основу обучения, но в более секулярной форме, меньше обращали внимания на квадривиум. В такие школы шли школяры, часто те, что собираются стать врачами.
Декреты 1 и 2 Латеранского собора 1179, 1215 постановили, что школа должна быть свободной. Интеллектуальная работа понималась как занятие, подобное другим профессиям – с собственными инструментами (книги), техниками (схоластика), и корпорациями (факультеты, колледжи, нации). С другой стороны, унивеситетские профессии были профессиями высшего уровня престижа.
Поскольку деление на факультеты было очень традиционным и дожило до Французской революции, - ведение в университетский курс новых дисциплин было очень трудным делом. И на уже состоявшихся дисциплинах – текстуальный канон был фиксирован, было известно, какие тексты следует читать по какой специальности.
Эта картина сохранялась, в общих чертах, до 1700 г. Начальное образование, сеть школ в городах, secondary education в латинских школах, также называемых гимназиями или колледжами. Создавали их религиозные ордена, владетельные особы, правительства, приходы, сообщества, городские магистраты и частные лица. Научными исследованиями, кроме университетов, занимались в академиях и ученых обществах. Не было монополии и в сфере высшего образования у университетов. Сейчас трудно представить, но – например – до 1700 важными центрами знания оставались суды, а социальные элиты приспосабливали в качестве образовательных центров – академии.
Иезуиты интегрировали методы гуманистов в программу католическизх реформ. В протестантских странах создана система педагогики Меланхтон, Штурм, - и Кальвин, который был ассистентом Штурма в Страсбурге. – Ratio studiorum – образовательная программа иезуитов 1599. Взята за основу в католических колледжах. Программа «гимназий» в двух разных религиях была примерно однйо и той же (иезуиты и Штурм поглядывали друг на друга) – примерно один круг классических авторов, хотя несколько цензурированный в ту или иную сторону.
В 16 в. число латинских школ в Нижних землях Нидерландов удвоилось – и вероятно даже утроилось – в течение нескольких десятилетий.
Ренессансная педагогика рекомендовала странствия – peregrinatio academica. 16, начало 17 в. – студенты следовали за корифеем из университета в университет. Но в конце 16 в. сформировался другой тип академического путешествия – Grand Tour. После окончания обычного университетского образования верхние 10% - наиболее обеспеченные члены общетва – посылали студентов на срок от нескольких месяцев до нескольких лет – в другие университеты Европы для пополнения образования. Представляли дело так, что молодые люди в других землях оттачивали и полировали свои манеры, обучались политику, такту, культуре и искусствам. Этот взгляд на образованеи выражен напр. Томасом Элитом 1490-1546. План воспитания сыновей джентльменов. Во время такого Гран-тура посещали не только университеты, но специально для таких целей – для этих туров – созданные академии (academies d’equitation ou d’exercises, Ritterakademien, college di nobili, seminarium nobelium). С конца 17 в. таких школ для нобилей стало все больше по всей Европе. Это была альтернатива университетскому образованию, лучше контролируемая и лучше приспособленная система к целям воспитания элит - будущих политиков, дипломатов, администраторов и юристов. По этой причине университеты потеряли часть социальных функций (образование элиты). Во Франции это академии в Saumur, Sedan, Orange, Nimes, и католические академии в Aix, Анжере, Безансоне, Лилле. Университеты конкурировали, пытались включиться в Гран-тур, сделать специальные курсы для именитых студентов. Домашнее обучение оставалось популярным среди нобилей в Испании, Дании, Норвегии, Швейцарии. Часто комбинировали – домашнее образовнаие и гран-тур. Это – история образования 17, 18 вв.
Отдельная линия: в Италии под влиянием авторитета платоновской академии в античности стали образовываться общества, которые тоже амбициозно именовали себя академиями. Это название стало распространяться по Европе. И все большее число кружков и обществ именовало себя академиями. В течение 17 в. многие из этих обществ стало заниматься экспериментальными науками. Многие ученые общества и частные лица собирали коллекции книг, курьезов, диковин – камни, раковины, ископаемые, археологические находки, чучела зверей и птиц, коллекции насекомых и пр.
В Италии возникли abbaco school. Школы абака, школы вычислений. – специализирвоались на коммерческой математике. Давали основные навыки для работы купцом, клерком, помощником торговца. И появились специальные abbaco учителя abbachista. Постепенно за время Ренессанса такие школы абака расширились на полную программу образования – начиная с начального обучения чтению письму счету – и до обучения двойной бухгалтерии и итальянской литературе. В 16 в. в Антверпене т.н. общинные школы communal school следовали итальянским образцам. Но в голландских школах преподавали несколько иностранных языков – итальянский, исанский, английский и немецкий. А во многих странах такие специальные школы не прижились. Это было образование, параллельное высшему университетскому для среднего класса – как школы для нобилей были параллельным путем для высшего класса.
Заключение. Перемены были постепенными. Зависели от многих факторов. Период Ренессанса не может считаться поворотной точкой в содержании образования. Начало 17 в. не может быть распознано как начало нового периода в способах передачи знаний.