Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Ответ про ложь

Это ответ на вопрос. Вопрос, наверное, был какой-то такой: слышите ложь? Сейчас она всё залепляет, забивает уши, очень много лжи. Есть старое представление, что убийство - менее тяжкое нарушение, чем ложь. И вот этот вопрос про ложь - как камертон. Сейчас в самом деле очень много лжи, и её замечают все меньше.
А вот попытка ответа. На мой взгляд, ответ не получился, но можно смотреть, как многообразно искажается звук

http://miiir.livejournal.com/199384.html
"Князь Андрей заставил меня перечитать Аверинцева и заинтересоваться, кто такой Антихрист и что с ним делать.

"Кто он такой? - спрашивает <...> Феофилакт Болгарский (11 - нач. 12 вв.) Не сатана ли? Нет, но некий человек, принявший всю его силу. Антихрист - посланник сатаны, действует по его наущению. Царство Антихриста - царство морального зла, где люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержны, безжалостны, чужды любви и добру, предатели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше Бога" (2 Тим. 3, 2-4). Антихрист воплощает в себе абсолютное отрицание христианской веры, прихода во плоти Иисуса Христа (1 Ин. 4, 3; 2 Ин. 1, 7). <...> Антихрист - космический узурпатор и самозванец, носящий маску Христа, Которого отрицает; он стремится занять место Христа, быть за Него принятым. Роль Антихриста как "лжеца" реализуется в его лицемерии, имитирующим добродетель Христа, в его ложном чудотворчестве, имитирующем чудеса Христа. Если дьявол, по средневековому выражению, "обезьяна Бога", то Антихрист - "обезьяна Христа", Его фальшивый двойник. (Иконографическая традиция изображения Антихриста, давшая на рубеже 15 и 16 вв. фрески Л. Сеньорелли в соборе итальянского города Орвието, максимально приближает его облик к облику Христа, в то же время наделяя его горделивым, унылым и неуверенным выражением.) [Аверинцев С. С. София - Логос. Словарь. Киев, 2001. С. 33].

"Неуверенным..." Гефтерсиманский сад. Как выглядит Антихрист? В точности так же, как Христос незадолго до ареста; в мучительном сомнении: а на своём ли он месте? Не оставил ли его Отец?

Есть и другая фреска: где два Иисуса, спиной к спине, раздают хлеб. Эту фреску пока оставим на полях.

1. Как устроен Антихрист?

Итак, Антихрист - ДОСТОВЕРНАЯ копия Христа. Доказательство от обратного: если егоможно отличить от Христа, то их различие - вопрос рассуждения, а не веры. Следовательно, спасётся не самый фанатичный, а самый внимательный. То есть не самый верный, а самый бдительный. Имеем противоречие с.

Достоверная копия - копия в поступках. Доказательство - коэн "По какой черте вашу абсолютную копию отличат от Вас Ваши родные и близкие?" (вопрос на курсах менеджмента) - "Ни по какой: не отличат, поскольку иначе копия не абсолютна!" (честный ответ) - "Но ведь от подмены никто не пострадает, если двойник заменит меня во всём под угрозой быть изобличенным? Тогда станут два меня, и я не буду настаивать на признании себя собой!" (ответ Кора до Той Зимы).

Следовательно, Антихрист проступает так же, как Христос, но при этом является орудием силы, Христу враждебной. Как достигнуть этого с наибольшей экономичностью (бритва Оккама)? Очень просто! Лучший самозванец - тот, который сам верит в своё имя. То есть "во имя своё". Антихрист не должен знать, что он Антихрист. Иначе он проколется, а мистерия по отделению верующих от наблюдательных сорвётся.

То есть его самозванчество - не его вина ("не то, что во власти человека"), но при этом - несомненно грех ("деяние, взламывающее систему законов"). Самые главные грешники редко бывают виноваты.

Получается странная картина: человек, наделённый всем добродетелями, во главе толпы, всех этих добродетелей лишенной. Противоречие? Или - нет? Как такая схема возможна?

2. Как устроено Царство Антихриста?

Чем цельнее мир (глобализация), тем больше знания ("того, что надо знать о месте, где ты живёшь"). Чем больше знания - тем больше стереотипов и тем менее знание достоверно: весь мир в одну башку не влезет. Противоядие: мастера и мастерство. Специализация на узкой области, в которой знания тотальны, при жестком ограничении границ этой области (как внутренней профессиональной этикой, так и общественным мнением).

Как быть с поверхностным знанием? Оно тоже является узкой специализацией ("человек-каталог", как припечатал меня Рэдрик-второй): полузнайка - специалист по поиску мастеров под запрос и зрителей под исследование. Следовательно, специализация может выходить за пределы знания, охватывая коммуникацию и этику.

Специализация в области этики - иноки и крысоловы. Про крысоловов - предыдущий абзац, про иноков - телега об Одинарной Норме, Тройной Норме и монастыре-как-образце-поведения: в каждой культуре - свой "монастырь", нежизнеспособный на пустом месте, но делающий жизнеспособной культуру в целом, демонстрируя мирянам с тройным преувеличением те законы, которые мирянам необходимо чтить для выживания этой культуры.

Распространённая подмена: "норма на самом деле двойная, но монахи её перевыполняют, чтобы мы могли недовыполнять". У католиков - торговля индульгенциями. У евреев - "жена получает половину святости мужа за то, что снабжает его едой". У православных - "зато я держал Его стремя". В предельном виде - братва, строящая монастыри; повсеместно.

Опасность: совершенный праведник порождает вокруг себя толпу "держащихся за стремя" ("Но это же кража, как тебе не стыдно!" - "Но это же для Диэра!!!" - "Понял! Извини, погорячился"). Им кажется, что цель (помощь праведнику в делах праведных) оправдывает средства ("всякие мелкие неправедности, о которых праведнику и знать не надо").

Общее правило: система стремится к экономии. У ответственных лордов - безответственные люди. У добрых лордов - злоречивые люди. У дипломатичных лордов - хамы и грубияны. Далее везде. Зачем развивать в себе качество, которым им так обладает твой суверен, готовый вступиться за тебя в любую минуту? У худших лордов - лучшие дома. На этом и горит сеньорально-вассальная система. (Интересно, знала ли об этом Лорка, когда начала целенаправленно разрушать себя?)

Создаётся "этический муравейник", где "праведность" (и, разумеется, "суд") закрепляется за гуру (как откладывание яиц - за полностью выкормленной маткой в улье, а работа - за недокормленными рабочими пчёлами). Если матка-пророк погибает - начинают кормить досыта три новые личинки, чтобы заменить её; выкармливают - и успокаиваются.

Вот пришёл Мессия. Абсолютно совершенный. Иноки поднимают брови, стражники опускают меч, мудрецы конспектируют; даже женщины замолкают. Какими будут люди вокруг праведника примерно через год? Такими же, как и во всех сектах: "себялюбивыми, сребролюбивыми, гордыми..." и далее по списку. И люди тоже будут не виноваты, поскольку будут считать, что праведник их страхует (от гнева богов - собственной праведностью: "не разрушу город ради трёх праведников", от самих людей - праведным судом, скорым и правым: "я не могу постоянно следить, что именно я нарушаю, но я с радостью приму кару, если Он увидит, что я зарвался").

Если праведность понимается не как "пример" (лицедейство для мирян), а как ресурс ("перераспределяемый запас"), то всё именно так и происходит.

Таким образом, любой праведник, объективно действует против самого себя, против почитаемой им этической системы. Какой бы эта система ни была (кровожадного людоеда, съедающего десять подданных на ужин, с неизбежностью окружат самые кроткие блюда из числа последних). Любой праведник, который не "для примера", а "по-настоящему", приносит своим примером эффект, обратный ожидаемому им.

3. Что делать с Антихристом?

Как истребить Царство Антихриста? Где те "выдернуть шнур, выдавить стекло", "при встрече с волком надлежит... при встрече с оборотнем надлежит... при встрече с Антихристом надлежит..."?

Царство Антихриста как систему сломать невозможно. Снизу - потому, что для мирян нет никаких внутренних запретов, а тёмный властелин держит их в беспрекословном повиновении своим моральным авторитетом. сверху - потому, что сам Антихрист велик, прекрасен и совершенен. Доброумышленника-террориста хватают, вводят к гуру и даже не разоружают: брови поднимутся сами, рука с мечом опустится сама, захочется конспектировать. И главное - это будет счастье. Обаятельный Мул Айзека Азимова. Прекрасный мир, где все добры по его слову, скромны по его слову и смиренны его именем, а без него ничего собою не представляют.

Как рисует предание конец Антихриста, подчинившего себе целый мир? Встречей с Христом. Кажется, что Христос будет его противоположностью, и? Они аннигилируются, как античастицы? Но тогда Христос будет не похож на Антихриста, а ведь они неразличимы!

Всё тоньше. Антихриста следует разоблачить. Перед кем? Перед Богом? Бог, наверное, и без вас в курсе. Перед мирянами? Всё равно не поверят! Перед самим собой? И помолчать в тряпочку. Нет, - перед ним самим! Тогда - подействует. Тогда он сам ужаснётся (он ведь хороший, как Христос!) и постарается всё исправить (он ведь всемогущий, как Христос!). Например, станет мерзким тираном, чтобы все вокруг него резко стали хорошими. Или - запоздало просечёт фишку и втолкует своим людям, что в нравственности каждый сам за себя. Или бросится на меч, поскольку без него всем было хуже, но все были лучше. В общем, он что-нибудь придумает!

Инструкция: при встрече с Антихристом христианину надлежит известить Антихриста о том, что тот является Антихристом. Рекомендуется также по мере возможности принять мученическую кончину для доказательства Антихристу этого факта. Иными словами, Антихрист - главный зритель своего разоблачения.

Впрочем, пока ты не Христос, разоблачение невозможно технически, так что можно и не париться. Курбский совершенно зря послал Шибанова предупредить Грозного об опасности, грозившей его, Грозного, душе: Грозный казнил Шибанова, восхитился Шибановым и поставил Шибанова в пример Курбскому. Вполне, кстати, доказательно: абсолютность не делится на двоих. Слуга смел и верен, господин умён и предусмотрителен, но из Оливье и Роланда Христос не собирается. А по условию задачи нужен он.

4. Что делать Антихристу?

При встрече с Христом Антихрист с очевидностью убьёт себя об стену, поскольку столкнётся с тем, что он - не Христос. С непреодолимым пониманием того, что жизнь не твоя. Что всю ту жизнь, которую ты уже прожил, сейчас придётся отдать другому, потому что "так надо". Как быть Антихристу? Не хотел бы в этот момент оказаться в его шкуре: он ведь ещё и абсолютно совестливый!

Как можно убедить Антихриста в том, что он Антихрист? Предъявив ему Христа. Иначе - никак. Впрочем, всё проще: надо предъявить Антихристу того, кого Антихрист сочтёт Христом. Субъективно. После чего убьётся об стену (вместе с тем, кого считает Христом, или в одиночку; как карта ляжет). Главное - чтобы поверил.

А теперь - под занавес - полевой текст в роли "скзочки на ночь": второе жизнеописание Йозефа Кнехта из "Игры бисерных бус" Гессе! То самое, про двух исповедников, которые поехали друг другу навстречу, когда каждый из них разочаровался в своих методах.
Примите с миром!"
Tags: religio2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments