Текст об оестествлении, артификации, иделизации, прототипе, предметности и объектности. В общем, ух.
"Глава I. Функциональная структура прототипного проектирования
Проектирование по прототипам является тем способом практической организации проектной деятельности, благодаря которому проектирование - в его наиболее массовидной и общеизвестной форме - до настоящего времени функционирует в системе общественного производства. При этом прототип выступает и как норма квазионтологического представления проектируемого объекта и, что особенно важно, как средство построения всех тех деятельностей, которые сопряжены с проектированием. Все это вполне известно каждому, кто сколько-либо знаком с положением дел в этой области. Однако, занимаясь методологической реконструкцией, мы говорим вовсе не о фактах; вернее, мы должны говорить о фактах, но сквозь призму той или иной методологической конструкции.
...
Система сфер деятельности, включающая проектирование, определяется не только составом входящих в нее сфер и не только структурно-процессуальными отношениями между ними. Не меньшее значение для нее имеет тот конкретный способ, каким происходит организационное замыкание системы сфер, обеспечивающее воспроизведение ее целостности и соцелостности всех входящих в нее сфер[1]. Дело здесь в том, что одного совместного системного взаимодействия сфер деятельности никак не достаточно для осуществления воспроизводства их системы: оставаясь в горизонте системного подхода, мы попросту не имеем интеллектуальных средств для представления и проработки феномена воспроизводства. Именно поэтому следует указать специфическую организационную функцию, непосредственно ответственную за замыкание целостности системы сфер и воспроизводство ее.
...
Проектирование по прототипам, поскольку оно является практической формой проектной деятельности (в вышеназванном смысле слова “практика”), осуществляется в тех условиях, когда организационная функция системы принадлежит не сфере проектирования, а сфере производства, распределения и потребления. Организационный процесс, сфокусированный на подсистеме “производство-распределение-потребление”
Система сфер деятельности является инцентрированной на какой-то определенной сфере как элементе системы (или на совокупности сфер как подсистеме), если за нею закрепляются функция замыкания целостности системы и если посредством ее функционирования осуществляется воспроизводство этой целостности. Очевидно, что система с одним и тем же составом сфер (и с постоянными структурно-процессуальными отношениями между ними) может быть по-разному инцентрирована, а раз так, то она может иметь различные механизмы воспроизводства.
...4. Прототип является источником проекта и функционирует как средство для осмысления проекта и процесса его создания, для аналитического расчленения предметного его содержания проектной деятельности (тематического определения процедур ее) и фиксации профессиональных качеств проекта (его авторитета), в силу которой он - со ссылкой на прототипированную ценность - вводится в корпус профессиональных проектных текстов. Главное в правильном понимании этой функции - категория источника деятельности. Быть источником какай-то деятельности - значит функционировать в ее целях и употребляться как ее основание или средство.
...Тот факт, что прототипы функционируют как практически-предметный способ представления объекта проектировочной деятельности и как средство его идеализации (обуславливания), позволяет нам усмотреть за функциональной структурой прототипного проектирования известную методологическую оппозицию “предмет/объект”.
Первоначально она рассматривалась исключительно в контексте теории познания и методологии исследовательской деятельности, где посредством нее упорядочивается применение познавательной установки. При этом объект согласно классическому истолкованию понятия истины, мыслился как то, что существует до и независимо отпознающей деятельности; а предмет, напротив, как то, что включено в ее строй, что, с одной стороны, преобразуется ею сообразно содержанию и структуре познавательной ситуации, а с другой, - является условием и средством этого преобразования. Таким образом, категории предмета и объекта выражали результат двух дополнительных рефлексий процесса познания: предметность - это форма внутренней рефлексии, присущей исполнителю исследовательских процедур, это знаково-инструментальная среда его профессионального поведения; объект же, напротив, есть формы внешней гносеологической рефлексии, указующей отстраненную точку интернационального отнесения всех составляющих исследования; понятие истины - не только в смысле качества знания, но и в смысле способа бытия - служило тем замыкающим средством рефлексии, благодаря которому обеспечивалась непрерывность рефлексивных выходов из практико- познавательной ситуации в теоретико-познавательную (и обратных входов в нее). Объект оказывался тогда эксцентрированным (овнешенным) предметом исследовательской деятельности, но независимым от нее, свободным; предмет же познавательно ассимилированным, отождествленным объектом, утратившим свободу истинного бытия в бесконечных и ничем, по сути дела, не ограниченных исследовательских начинаниях. Конечно же, этот взгляд на содержание категории объекта сам является определенной методологической абстракцией, но именно он, на мой взгляд, и лежал за противопоставлением объекта и предмета.
------------
в общем, цитировать бесполезно, слишком плотный текст. Кому интересно - может перечитать. И вспомнить. как в 50, 60, 70-е годы работали эти круги людей. И сравнить это с современными разработками подобного плана.