Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Дети, в которых играют люди

via kosilova
http://modernproblems.org.ru/education/gladkiy
Алексей Гладкий. Дети без детства и не повзрослевшие взрослые

Эта статья была написана в 1997 г. про вышедшую в 1983 г. книгу М. Винн "Дети без детства"

"...рассказывается о происшедшем в США перевороте в отношениях между родителями и детьми. Суть этого небывалого в истории переворота состоит, коротко говоря, в том, что родители утратили всякую власть над детьми и всякий авторитет у них. Теперь дети уже в 10-12 лет могут делать все, что им заблагорассудится, не спрашивая разрешения, и общественное мнение не видит в этом ничего ненормального.

...М. Винн, естественно, озабочена отысканием настоящих причин. Она выделяет среди них несколько главных, но все они, в общем, могут быть сведены к одной: родителям стало не до детей, они слишком заняты, и жизнь у них слишком неустроенная. Это ясно видно хотя бы из следующего места реферата: "Если порою ей (М. Винн – А. Г.) и встречались дети, игравшие в куклы и читавшие сказки в том возрасте, когда большинство их сверстников предавалось уже совсем иным забавам, то, отмечает она, это определялось тем, что их родители не разведены и не работают оба на полную ставку, а не какими-то иными факторами".

Автор: "...хочу вместе с тем оспорить некоторые ее выводы и попытаться по-иному осмыслить нарисованную ею картину.

Прежде всего, трудно согласиться с утверждением автора, что в результате переворота дети стали раньше взрослеть. Взрослая жизнь – это труд, это ответственность, это необходимость самому себя содержать и самостоятельно принимать решения. Но ниоткуда не видно, чтобы дети стали больше трудиться – скорее наоборот.

...Так что "новые подростки" – это вовсе не "юные взрослые", а такие же дети, как раньше, и даже более инфантильные, но сильно испорченные и при этом вместо обычных игрушек получившие в свое распоряжение те запретные развлечения, о которых втайне мечтали испорченные дети в прежние времена. И потому весьма сомнительно, чтобы они были лучше подготовлены к встрече с "взрослыми проблемами".

...Весьма правдоподобно, что мы имеем здесь дело с проекцией на внешний мир внутреннего мира современного "среднего человека". О том, каков этот внутренний мир, уже немало говорилось

..."Средний человек" стремится объяснить его, чтобы сохранить хоть остатки самоуважения, не собственной слабостью, а неотвратимыми внешними обстоятельствами. И в этом ему приходят на помощь "средства массовой информации", прежде всего телевидение. Современный обыватель склонен принимать за реальную жизнь то, что видит на экране телевизора

...Другое естественное следствие роста чувства неуверенности и бессилия – инфантилизация сознания и поведения. Внешние признаки этого общеизвестны: взрослые и даже немолодые люди подражают подросткам в одежде, манерах, языке, называют друг друга уменьшительными именами, вовсе не будучи друзьями или близкими знакомыми. Понятно, что за этим стоит: людям не хочется быть взрослыми, приятно чувствовать себя "ребятами". Более глубокие изменения того же плана – ослабление чувства ответственности, потеря способности преследовать отдаленные цели

...пресловутая "сексуальная революция" – тоже одно из проявлений инфантилизации сознания. Ведь за всеми произносимыми по ее поводу фразами о "раскрепощении", "наслаждении" и т. п. скрывается на самом деле известный силлогизм избалованного ребенка: "Я этого хочу – следовательно, я должен это получить сию минуту."

...Во-вторых – и в этом стержень всей проблемы, – никогда прежде раннее вхождение во взрослый мир не означало выхода из-под опеки. Опека – это не обязательно сдувание пылинок, это несамостоятельность опекаемых и постоянное руководство со стороны опекающих. В опеке нуждаются до определенного возраста и щенок, и цыпленок, и утенок. Период, когда необходима опека, и есть по определению детство; это время роста, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. (Поэтому противопоставление опеки и подготовки бессмысленно: без опеки нет подготовки.) Одна из главных особенностей человека, благодаря которым он стал царем природы, состоит в том, что детство у него продолжается гораздо дольше, чем у остальных животных, и потому он успевает очень много узнать и очень многому научиться; но за это приходится расплачиваться поздним достижением самостоятельности.

...Так что детство – отнюдь не "культурный артефакт", как склонна считать М. Винн, а непреложное установление природы, биологическая необходимость.

...Да это и нелегко было в те не такие уж далекие от нас времена, когда дети из обеспеченных семей постоянно видели рядом с собой ужасающую бедность. Не всегда скрывала их и доступная детям литература. ...Не было только смакования грязи, и существовало чувство приличия, не позволявшее взрослым показывать детям то, за что и друг перед другом приходилось краснеть. И еще одно различие - вероятно, самое важное. Прежде о мрачных сторонах жизни детям рассказывали так, что у них возникала мысль – осознанная или нет: "Да, в мире много зла, но я постараюсь, чтобы его было меньше". (Это могло значить или "Буду бороться со злом" или хотя бы "Не буду сам делать зло".) А теперь им внушают: "Мир таков, и с этим ничего нельзя поделать."

...В действительности сейчас отношение взрослых к детям гораздо меньше похоже на средневековое, чем сто или пятьдесят лет назад. Что может быть дальше от средневековой семьи, основанной на непререкаемом авторитете и абсолютной власти отца, чем современная семья, где дети помыкают родителями, как слугами? В Средние века главным инструментом воспитания дома и в школе была розга, а сейчас на Западе учитель не смеет повысить голос на ребенка под страхом немедленного увольнения.

...В чьи же руки попадает оно теперь, когда, по выражению М. Винн, "родители уходят"? Конечно, не в руки учителей: они утратили авторитет в еще большей степени и отказались от всяких претензий на роль воспитателей. Согласно новейшим педагогическим теориям, учитель должен быть "всего лишь консультантом", и его профессию относят теперь к сфере услуг. ...Сейчас руководство стало анонимным, его осуществляют люди, предпочитающие оставаться в тени, так что детям кажется, что его нет совсем, что они сами себе хозяева: сами формируют свои вкусы и мнения, сами выбирают свой образ жизни и даже создают свою собственную культуру, непохожую на культуру взрослых и не зависящую от нее. Но все это неправда. ..."молодежные увлечения и вкусы только по видимости возникают и распространяются спонтанно. В действительности они формируются, насаждаются, культивируются сознательно и планомерно; их навязывают молодежи люди, преследующие только одну цель – получить побольше прибыли."

...руководителями компаний звукозаписи, этими новыми баронами-разбойниками, добывающими из рока золото. Несколько лет назад они открыли, что дети представляют собой одну из немногих групп в стране, располагающих значительными средствами – в виде карманных денег. Родители тратят все, что зарабатывают, на малышей. К ним обращаются через головы родителей, создают для них мир удовольствия, и это один из богатейших рынков послевоенного мира. Рок-бизнес – это идеальный капитализм, удовлетворяющий запросы рынка и помогающий его создавать. Он обладает всеми нравственными достоинствами торговли наркотиками, но он был настолько новым и непривычным во всех отношениях, что никому не пришло в голову воспрепятствовать его развитию, а теперь уже поздно. Эта убийственная характеристика приложима и ко всем прочим дельцам, обращающимся к детям через головы родителей, начиная от торговцев, сбывающих детям противозачаточные средства, и кончая производителями компьютерных игр.

...Очевидно только одно: необходимо ограничить власть Его Величества Рынка, распространившуюся сейчас на такие сферы, куда прежде ему доступа не было. Рынок – это слепая, неразумная стихия, ему нет дела ни до каких ценностей, нет дела до будущего, как нет ни до чего дела огню, который греет, когда он под присмотром, и уничтожает все на своем пути, когда вырвется на свободу. Мы должны научиться обуздывать рынок, как когда-то наши предки научились обуздывать огонь.

...А главная моя надежда вот на что: на то, что среди молодых людей, которым усердно внушают теперь старшие, что жизнь убога, скучна и безрадостна, найдутся такие, которые не только возмутятся этим – возмущаются все время очень многие, – но станут искать выход не в бегстве и не в разрушении, а в возрождении культуры


Мифы образования
http://modernproblems.org.ru/education/myph
А. В. Гладкий. Современная педагогическая мифология

"Первый миф, о котором я хочу сказать, связан с той исключительной ролью, которую играет в современном мире техника. ...Больше того: техника заняла в жизни людей то место, которое прежде занимала религия. Это значит, что если прежде главным вопросом было "Зачем?", то теперь главный вопрос "Как?". Чем дальше, тем меньше нас интересуют цели и тем больше интересуют методы решения многочисленных частных задач; для чего их нужно решать, мы не задумываемся. ...Сейчас принято считать, что все главные проблемы образования, кроме экономических, о которых я еще скажу, - это проблемы методов и технических средств обучения: если разработать хорошую методику и дать учителю подробные указания, как ею пользоваться, то хорошие результаты гарантированы. Это очень характерно для нашей эпохи - эпохи, когда, сфера материального производства подавляет все другие сферы человеческой жизни и считается для них образцом: раз в материальном производстве высокая эффективность достигается благодаря механизации и стандартизации, то и образование стремятся как можно больше стандартизировать и механизировать.

...Другой очень опасный миф, тоже связанный с утратой целей образования, - это миф об особой культуре подростков, равноправной с культурой взрослых. Возникает он вот каким образом. Если цель образования - не приобщение к духовному наследию человечества, а всего лишь сообщение информации и выработка полезных навыков, то образование становится просто одним из видов услуг. Сейчас так прямо и говорят, что школа оказывает "образовательные услуги", это нелепое словосочетание фигурирует и в официальных документах. А в таком случае учитель имеет не больше права прививать ребенку свои понятия, взгляды и вкусы, чем, допустим, продавец мороженого. И учитель в самом деле перестает на это претендовать. Но в то же время резко ослабевает авторитет родителей. Происходит это по многим причинам; главная из них состоит в том, что взрослые люди теряют уверенность в себе и у них пропадает стремление сделать своих детей похожими на себя, которое во все времена было основой воспитания; кроме того, потеря уверенности ведет к тому, что дети видят слабость своих родителей и перестают их уважать. И вот ребенок в нравственном и культурном отношений оказывается предоставленным самому себе. Теперь считается, что это вполне нормально, даже хорошо: ведь если взрослые навязывают ребенку свои взгляды и вкусы, они совершают насилие над его личностью. А в демократическом обществе никто не имеет права что-либо навязывать другому, и если наш ребенок не желает уважать и ценить то, что уважаем и ценим мы, если он не желает читать классическую литературу, слушать классическую музыку и вообще не признает наших культурных ценностей, то это его право: пусть создает себе новые культурные ценности; у каждого поколения (или у каждого возраста) свои ценности и свои вкусы. А если нам не нравятся вкусы наших детей, это еще не дает нам права считать, что они хуже наших.

Но на самом деле увлечение подростков рок-музыкой и тому подобным - вовсе не результат свободного выбора. Для свободного выбора подросток еще не созрел, он всегда находится под влиянием взрослых - не тех, так других. Когда авторитет родителей и учителей ослабевает, подросток ищет другие авторитеты.

...Третий миф, о котором следует здесь сказать, - не специально педагогический, но он сильно влияет на образование. Это миф о всесилии денег. Сейчас многие думают, что если бы можно было тратить на образование сколько угодно, то все проблемы решились бы сами собой, при нынешней же нашей бедности любые усилия улучшить качество образования будут бесполезны."
Tags: books6, psychology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →