"Все же, как ни привлекательна коммерческая деятельность, она далеко не всегда оправдывает ожидания. Слишком часто извлекаемые доходы оставляют желать лучшего. История университетского спорта знает много случаев, когда исходные сметы превышались настолько, что учебное заведение получало лишь минимальную прибыль, а то и вовсе несло убытки, хотя на строительство стадионов и другие нужды спортсменов тратились миллионы долларов, которые можно было с большей пользой вложить в образование или научные исследования. К подобным результатам не раз приводили и другие виды коммерческой активности. Только немногие из более чем двухсот патентных служб, созданных американскими университетами, могут похвастаться тем, что в 2000 году принесли по 10 миллионов долларов, большинству же не удалось заработать практически ничего. Попытки отдельных профессоров извлечь прибыль из инвестиций в частные компании часто также приводили к плачевному результату. Хотя коммерческое использование Интернета университетами началось не так давно, чтобы можно было делать окончательные заключения о прибыльности этого бизнеса, неудачи, которые оно потерпело в стенах Нью-Йоркского и Темплского университетов (не говоря уже о неприятностях, пережитых такими фирмами, как «Fathom» и «Pensare») свидетельствуют, что и в этой новой отрасли будут долго сохраняться высокие риски.
...Заочное обучение через Интернет при своей несомненной доходности приносит желаемые учебные результаты только тогда, когда исходный уровень подготовки студентов достаточно высок и они способны самостоятельно выбрать качественные учебные программы. Но поскольку спрос на них сам собой не возникает, здесь, как и в случае с коммерческим телевидением, по-настоящему хорошие программы появляются редко.
Конкурентная борьба иногда приводит к поистине плачевным результатам, до такой степени поглощая соперников, что они начинают прибегать к отталкивающим и даже незаконным методам. Об этом свидетельствуют неприглядные факты мошенничества, ставшего постоянным атрибутом университетского большого спорта. Другой пример этого же рода — сокрытие отрицательных результатов экспериментов, поставленных в Гарварде Шеффером Ченгом.
...Частные фонды и правительственные учреждения также предоставляют львиную долю своих субсидий тем университетам, где работают наиболее известные профессора. Самые способные студенты в свою очередь предпочитают университеты, пользующиеся устойчивой репутацией. После завершения университетского образования они весьма часто достигают финансового успеха и осыпают свою alma mater дарами, размеры которых обычно превышают аналогичные пожертвования выпускников других университетов.
Все это способствует закреплению превосходства сильнейших университетов, которое воспроизводится почти автоматически. Успех приводит к еще большему успеху — именно поэтому список лучших университетов страны в 2000 году выглядит примерно так же, как он выглядел пятьдесят или даже сто лет назад. Неудивительно, что этот процесс удручает тех ректоров, которые в духе лучшей американской традиции стараются поднять свои заведения на новую высоту, но с грустью видят, что так называемые ведущие университеты продолжают богатеть даже тогда, когда их лидерство оказывается дутым.
...Как правило, лицом университета является его профессорско-преподавательский состав. Если университет собирается развивать науку и образование, он обязан установить честный порядок назначения профессоров и их продвижения по службе. Администраторы, несущие ответственность за принятие таких решений, должны руководствоваться исключительно сведениями о педагогических и научных способностях кандидата и других его талантах, соответствующих академическим задачам университета. Умение кандидата привлекать значительные корпоративные инвестиции или его участие в проекте, не представляющем научной ценности, но сулящем солидную коммерческую прибыль, не может служить основанием для его назначения на профессорскую должность.
...Другой важный принцип деятельности университетов, практикующих конкурсный набор, состоит в том, что прием студентов должен осуществляться только на основе соответствия их подготовки академическим задачам, иначе говоря — их способности учиться самим, помогать учиться другим и служить интересам общества. Если абитуриенты могут попасть в университет благодаря дружеским связям с представителями его администрации или по другим причинам, не имеющим ничего общего с его предназначением, можно утверждать, что этот университет не сумеет внести достойный вклад в образовательный процесс.
...Коммерциализация ставит этот принцип под угрозу, поскольку желание заработать деньги принципиально меняет ценностные ориентиры: вместо того чтобы использовать все наличные ресурсы для обеспечения максимально высокого уровня образования, администрация начинает заботиться о том, чтобы, сохраняя свою клиентуру, максимально поднять цену за предоставляемые им образовательные услуги и снизить расходы.
...С научной точки зрения большинство коммерчески прибыльных разработок тривиальны; однако на доказательство того факта, что какой-то новый медикамент слегка отличается от уже существующих аналогов, тратятся громадные суммы. И наоборот, наиболее важные научные исследования часто ставят проблемы, решение которых не будет финансировать ни одна компания, поскольку полученные результаты выражаются в форме общих законов природы, не сулящих никакой прибыли.
...Равнодушие университетов, активно занимающихся бизнесом, к академическим ценностям непременно скажется и на отношении профессоров к их университетским обязанностям. У ректоров и деканов не так уж много возможностей принуждения: они не вправе приказать профессорам лучше читать лекции, уделять больше внимания студентам или посвящать больше времени научной работе. Они могут действовать только убеждением, но возможности такого убеждения прямо зависят от их способности снискать симпатию и уважение коллег. А уважение внушают не столько слова, сколько дела. Администрации трудно удержать профессоров от постоянных поисков заработка на стороне, если она вкладывает деньги в компании, основанные сотрудниками университета, и пытается извлечь таким образом доход. Ей также не стоит ожидать, что профессора откажутся продавать свои образовательные услуги интернет-компаниям, если она сама вместе с другими частными инвесторами хочет нажиться на заочном обучении.
...Если университеты в своей деятельности будут все более и более походить на корпорации, основывать коммерческие предприятия и гнаться за прибылью, поведение профессоров может соответствующим образом измениться. Уже сейчас они «не только меньше преподают, но и все реже соглашаются входить в состав различных комиссий и защищать университет от внутренних политических свар, все меньше заботятся о том, чтобы не допустить использования названия университета или его помещений в коммерческих целях». Со временем деканы и ректоры могут оказаться в ситуации, когда им придется обсуждать условия труда не напрямую со своими именитыми профессорами, а с их профессиональными агентами, которые, ссылаясь на репутацию своих клиентов, будут требовать для них снижения преподавательской нагрузки, экстраординарных зарплат и гораздо большей свободы, позволяющей заниматься посторонней коммерческой деятельностью. В свою очередь аспиранты и младшие преподаватели, каждый из которых по отдельности не имеет особого веса, могут объединиться в союзы для защиты своих интересов и приступить к коллективным переговорам с администрацией
...Еще более серьезный изъян коммерциализации — то, что люди перестают верить в объективный и бескорыстный характер образовательной и научной работы, ведущейся в стенах университета. Поскольку медицинские факультеты все реже пытаются помешать фармацевтическим компаниям манипулировать результатами клинических тестов, преподаватели все чаще публикуют спорные статьи, скрывая при этом свои контакты с заинтересованными компаниями, а деканы разрешают сопровождать учебные материалы рекламными объявлениями, у общества могут возникнуть сомнения в независимости и беспристрастности высших учебных заведений и их преподавателей.
...Хуже всего то, что от коммерциализации может пострадать научная репутация университета. Демократическое общество нуждается в достаточно объективной и беспристрастной информации.
...Те же процессы, похоже, протекают и в научной сфере. Прежние нормы, которые предписывали университетам ограничивать выдачу эксклюзивных патентных лицензий, информировать коллег о результатах исследований, не вкладывать деньги в коммерческую деятельность профессоров и избегать секретности, были преданы забвению. Фармацевтические компании стали в большей степени определять содержание курсов повышения квалификации при медицинских факультетах, поскольку усилили свое влияние на врачей, постоянно работающих в университетских клиниках. Обучение через Интернет — сравнительно новая форма деятельности, но и здесь уже наблюдаются сходные тенденции. Как только Колумбийский университет согласился подписать контракт с компанией «U.Next», специализирующейся на этом бизнесе, другие ведущие университеты поспешили последовать его примеру.