a_iv
Читал, отвечу сумбурно, но кратко. Был бит за тезис, что "в нынешней ситуации деградации системы воспроизводства кадров для образования, производный от болонского лозунг: "Готовить специалистов для промышленности и бизнеса!", который тащут над инновационными колоннами реформаторы, для университетов что-то вроде мотивации леммингов топиться". Научные школы выгорают как свечки, от учёных требуют не свойственных сути научного процесса бизнес-инкубаторов, и т.д. и т.п.
Сомневаюсь, что падение можно убрать "саботажем", другое дело, что единственное, чем может ответить чиновникам от инновационного образования академическая (университетская!!!) среда, это "внутренней эмиграцией" - организацией собственного, параллельного финансирования собственных образовательных и научных программ, не попадающих под юрисдикцию государственного аппарата, финансируемого через ПНП. Это очень сложно, или даже невозможно, в первую очередь в среде донельзя забюрократизированной иерархии РАН. В этой ситуации могут сопротивляться только те университеты, которые ещё не попали "под раздачу" государственных программ или способны даже в этой системе сохранять следование принципам академических свобод.
ivanov_petrov
_организацией собственного, параллельного финансирования собственных образовательных и научных программ_
В каком-то смысле - да, но, в общем, не очень-то собственного. То есть вы говорите, что должны развиваться альтернативные способы образования, внегосударственные, с отдельной оплатой. Так-то откуда деньги на собственные программы у университетского препода.
a_iv
Помните, у вас была ссылка на зарождение и развитие европейской университетской системы? Там фигурировал некий материальный "надел", который даровался ради независимости трех основных университетских целей: исследований, образования и просвещения.
В этом смысле университет был по своей хозяйственной структуре близок к монастырю, в котором были и цивильные служки и полубраться, которые не делали карьеры "в вере", зато умели копать огороды и выращивать свиней. Легально сделать такую систему не представляется возможным, поскольку всегда есть государство, которое в этой ситуации выступает как барон-грабитель, требующией выкуп как свиньями (налоги, платежи в счёт аренды имущества и пр), так и барщиной ("прикладные исследования", сдача определенного числа специалистов и т.п.) Поэтому единственный способ выжить преподавателям - принять правила игры и смириться с тем, что они живут не за счёт платного образования (это бесперспективно в провинции и при традиционно низкой мобильности внутри страны населения, способного к интеллектуальному труду), а за счёт не попадающих под юрисдикцию государства "наделов", на которые они сами же и поставляют "огородников" и "свинарей". Это немного похоже на то, что предлагают инновационные реформаторы, за единственным нюансом - ни "огородник", ни "свинарь" не становятся независимым ни от кого юридическим лицом, а живут и работают при университете, обеспечивая как его, так и собственную кадровую реновацию.