Видимо, было бы интересно выстроить ситуацию иначе. Должен быть еще один исследователь, который наблюдает за системой "исследователь-объект исследования". Если исследователь поведения (шире - очень многих естественных феноменов) включен во взаимодействие с объектом и становится частью системы, то неплохо наблюдать за системой со стороны.
Дело не в дурной бесконечности наблюдателей. Встраиваясь в ситуацию "я являюсь исследователем и изучаю профессионально такой-то объект", исследователь сообщает нам сведения об объекте, но мы не можем понять, что же происходит в системе "наблюдатель-объект" - любой, кто выучивается на такого исследователя, приобретает профессиональные искажения. Это - обычная ситуация: потрать 15 лет жизни, стань ученым данной области и проверяй тогда результаты. Без затраты этих лет - можешь только верить тому, что говорят эксперты - проверить нельзя. Точнее, можно проверять, если верить в критерий практики - коли после таких исследований (не обязательно вследствие) появляются какие-то полезные вещи - наверное, в этой области все как-то нормально изучается. Ничего более внятного и рационального тут сказать нельзя.
Второй наблюдатель может выработать собственный, отдельный язык описания, в котором можно описать взаимодействие исследователя с объектом. Если этот предположительный язык описания будет несколько формализован и даст собственную систему знания, благодаря этой системе будет легче понимать, что же стоит за стеной непросветляемого профессионализма - особых языков и навыков исследователя. Скажем. об исторических событиях мы узнаем от историка. Правильно сказать: мы не знаем, что такое "историческое событие", мы наивно считаем. что знаем. а на деле - это нечто, о чем рассказывают историки. а что такое историки и что именно они делают - мы не знаем (точнее: каждый думает. что знает, но это - миф). Так же и в других областях. Сообщения от профессионалов мы оформляем в знание такого типа, будто сами мы. оказавшись на месте профессионала, который рассказывает о событи. увидели бы именно это, то, о чем он рассказывает. Но ведь не увидели бы. Надо сначала научиться быть профессионалом - а это накладно. Так что, по идее, надо сообщать не только результат. добытое исследователем знание, но и фильтр, точку зрения - надо также объяснить, кто тот, кто может получать такие сведения. Кто такой математик или историк, биолог или психолог - чтобы понимать, что же именно говорит психолог, надо понимать систему профессионального внимания, систему профессиональных искажений и контринтуитивных оснований психологического знания. То, что видит профессионал - не видно наивному наблюдателю, и профессионал не является профессиналом в том. чтобы уметь излагать свои знания с точки зрения наивного наблюдателя.
Интересно, можно ли создать такую систему знания, которая описывает совмещение наивного наблюдателя - обычного познающего человека - с точкой зрения профессионала.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →