Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Другой человек Элиша бен Абуя

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1185050
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D0%BD-%D0%90%D0%B1%D1%83%D1%8F
http://www.eleven.co.il/article/15065

...он называется в числе четырёх мудрецов (вместе с Бен-Азаем, Бен-Зомой и рабби Акивой), «вошедших в Пардес»] («Сад познания»), то есть постигших сокровенный смысл Торы. Из всех четверых только один рабби Акива вышел оттуда невредимым. Следует, однако, отметить, что в Тосефте четвёртый мудрец не называется по имени, а зовётся «Ахер» и лишь в позднейших источниках личность Ахера отождествляется с личностью Элиши бен-Абуя.

«Приобретается знание столь же трудно, как золотая посуда, a утрачивается так же легко, как стеклянная»

О причинах отступничества Αхера мнения повествователей расходятся.
...рассказывают, что виновником всего был отец Αхера, посвятивший его учению не из любви к Торе, a из тщеславия (или из веры в мистические силы).

* Однажды во время пребывания в Генисарете он был свидетелем несчастного случая, постигшего человека, соблюдавшего закон, за исполнение которого Тора обещает долголетие, в то время как другой, нарушивший этот же закон, остался цел и невредим. Элиша задумался над произошедшим, усомнившись в учении иудаизма о мировой правде и возмездии. По-видимому, его не удовлетворила мысль, высказанная раньше его р. Яковом, что долголетие, о котором говорит Тора, означает вечную жизнь в загробном мире. Более того, в трактате Кидушин сообщается, что р. Яков сам был свидетелем подобного факта, приведшего Элишу к отрицанию божественной справедливости.

* В другой раз Элиша увидел собаку, державшую в зубах язык мученика Иегуды бен ха-Нахтума, убитого римлянами. Он воскликнул тогда с горьким упрёком: «Нет правды в мире, нет возмездия после смерти».

В Вавилонском Талмуде отступничеству Элиши придаётся более умозрительный характер: Ахер, при входе в «Пардес», проник гораздо дальше, чем было позволено, и увидел восседающего там ангела Метатрона. Элиша до того был поражён увиденным, что принял его за Бога и принялся «разрушать насаждения». С тех пор Ахер стал утверждать, что миром управляют два Бога, а не один. Согласно этой версии, в попытке найти объяснение существования зла в мире Элиша доходит до дуалистического мировоззрения.

Талмуд также добавляет, что отступничество Ахера было обусловлено ещё и тем, что тот изучал греческую мудрость (философию) и еретические книги, а в его доме постоянно были слышны греческие песни.

Согласно Талмуду, имя «Ахер» впервые дала ему одна женщина. Некоторые полагают, что «Ахер» означает «некий», «какой-то» — местоимение, употребляемое в тех случаях, когда не хотят называть по имени того человека, о котором идёт речь. Более вероятно, однако, что имя Ахер (букв. «другой») было ему присвоено после того, как он изменил свое мировоззрение и поведение и стал другим, новым человеком.

Образ жизни Элиши в скором времени радикально изменился: он перестал соблюдать заповеди, прилюдно нарушал субботний покой и всячески вредил еврейскому закону, поощряя к этому окружающих. Иерусалимский Талмуд рассказывает, что он погубил многих ревнителей закона. В том числе он посещал школы и настраивал учеников против изучения Торы, называя это ненужным занятием и советуя им лучше учиться разным ремёслам: столярному, портняжному и т. д. Он носил при себе еретические книги, и нередко случалось, что во время лекции они выпадали y него из-за пазухи.

Элиша бен-Абуя спросил р. Меира о значении стиха Экклезиаста (Екк.7:14), но, не удовлетворённый ответом, сам разъяснил ему смысл стиха от имени рабби Акивы. После этого Элиша спросил р. Меира о значении стиха «Не сравнится с мудростью золото и стекло» (Иов.28:17). Р. Меир ответил словами Ахера же (Авот де р. Натан), что знание приравнивается к этим двум предметам потому, что оно трудно достается, как первое, и легко растрачивается, как второе. «Но твой учитель Акива, — говорит Αхер, — иначе это объяснил: знание приравнивается золоту и стеклу в том смысле, что, подобно тому, как сосуд из золота и стекла никогда не пропадает: если он будет разбит, то обломки могут быть переплавлены в новый сосуд, так же точно, если человек со знанием сойдет с прямого пути, он легко может исправиться». — «Исправься и ты!» — взывает к нему р. Меир. «Нет, — отвечает Элиша, — я давно уже слышал голос из-за завесы: „вернитесь все, кроме Ахера“».[

Личность Ахера издавна служила предметом разногласий многих еврейских комментаторов и историков; в глазах одних он опасный еретик, другие же, свободомыслящие, прославляли его как глашатая свободы. ...Носитель странного прозвища Ахер представляет, по-видимому, тип еретика-отрицателя.
А. Брюлл (Andreas Brull) считает Ахера склонным к христианству.
Tags: history6, philosophy3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments