Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Новые истории доктора Оливера Сакса

"Антрополог на Марсе". М. 2009. О. Сакс
Семь интересных историй болезни неврологических больных. Каждая история показывает, как много уже известно - и насколько много неизвестного.

История цвета
Пожилой художник попал в автомобильную аварию и после сотрясения мозга потерял цветовосприятие. Физиологически зрительный аппарат в полном порядке, но механизмы цветовосприятия в мозгу разрушены. Он строит свою жизнь заново, рисует черно-белые картины. Перешел к ночному образу жизни - тогда он в мире равных, острота его зрения даже увеличилась, а ночью цвета виды плохо - и он может гулять в ночном городе так же, как прочие. Обычный мир и обычные цвета не просто серые - всё кажется ему грязным, любая поверхность, которую человек с нормальным цветовосприятием опишет как чистую, для него - грязно-серая, неприятная. Он стал забывать цвета - перестали сниться цветные сны, забывались цвета обыденных предметов. Через несколько лет он стал похож на тех больных, которые рождаются без цветовосприятия и никогда не видели цветного мира. Ему дают шанс вернуть цветное зрение - но поздно, он отказывается - он с огромным трудом приспособился к жизни в сером мире, он боится тех неурядиц, которые обрушатся на него при возвращении цвета. Интересно, что описание новой жизни этого художника - его неприязнь к яркому свету солнца, особенности его зрения в сумерках - очень напоминает то, что описано про Каспара Хаузера. В работе А. фон Фейербаха 1832, обследовавшего Хаузера, говорится о необычно остром его зрении в сумерках, о том, что он видел в темноте. Известно, что многие годы Хаузер провел в подземелье, вырос без дневного света.

Рассказаны истории о поисках механизмов и центров цветовосприятия в мозгу. Долгое время верили, что их нет - сейчас отыскали, в 70-е годы были первые работы - это слой клеток V4 зрительной коры. Идущая от Локка мысль о пассивном, рецепторном восприятии - идея, угнетающая физиологию уже несколько веков. История разрушения этого суеверия и развитие представлений об активности восприятия. Взгляды Гёте "оптическая иллюзия есть оптическая истина", изучение не законов физической оптики, а того, как на самом деле устроено зрение человека. Для этого физики Ньютона недостаточно. Теория Гете раскритикована современниками и забыта, ее вспомнили в конце 19 века - Гельмгольц в своих лекциях упоминает о теории Гете. Речь о цветовом постоянстве - те зрительные образы с постоянным цветом предметов имеют мало общего с физической картиной, в которой цвета очень изменчивы. Цветовое постоянство зрительных образов - это сотворение человеком из хаоса "физических" восприятий понятного и дифференцированного на части мира, в котором мы живем и действуем. Мы живем не в мире "сигналв рецепторов" - то, что "показывает" зрительный рецептор, очень сильно отличается от тех картин мира, которые мы видим - в этом смысле мы видим не глазом (а - скажем так - зрительным анализатором в целом, видим весь человек, психика, а не пассивный рецептор). Опыты Э. Лэнда (1957 и далее) - чтобы показать, что не существует ключа для предсказания цвета, который будет увиден - опыты с "цветными мондрианами" показали, что нет простой связи между длиной волны отраженного света и цветом, который будет увиден. Цвет виден в сравнении с другими цветами - изолированная цветная полоска видна как серая. Картина мира Ньютона: цвет локален и распространен повсеместно, зависит от длины волны. Картина Лэнда: цвет распределен не локально и не повсеместно, зависит от всей картины восприятия цветов, от фона, при этом нужны непрерывные связи. Восприятие цвета у Лэнда зависит от двух факторов - отражения от всей картины длины волны и воздействия трех отдельных картин отражения света - красного, зеленого, синего. Физиологическое подтверждение - работы С. Зеки.

История о кришнаитском святом
Юный хиппи со временем перешел от наркотиков к глубокой религиозности и примкнул к свами Бхактиведанте, согласно мнению окружающих кришнаитов - пришел к святости, безмятежности, невозмутимости, жизни настоящим. Он был в кришнаитском монастыре и прослыл святым. Когда его посетили родители, он был в ужасном состоянии, его поместили в больницу и выяснили, что у него запущенная огромная опухоль мозга. Опухоль удалили, но человек остался в больнице - слишком многие области мозга были разрушены, слишком позднее было хирургическое вмешательство.

Показано двойное восприятие человека - то, что кажется признаками святости для кришнаитов, медсестер и многих других людей, видно неврологу как распад личности. Пациент полностью слеп, но не сознает этого, говорит, что иногда смотрит телевизор. Не сознает, что болен, не сознает, где находится. ретроградная амнезия - не помнит ничего после 1970 г. Нарушен перевод в долговременную память - помнит, о чем разговор, 2-3 минуты, потом все забывает.

Показано, насколько пластична психика и как она находит обходные ходы - многое делается пациентом неосознаваемо, он не отдает себе отчета - и невролог не может понять, как же это происходит. Пациент кажется отсутствующим, безразличным, замкнут в настоящем - нет воспоминаний о прошлом, нет никаких мыслей о будущем. При этом способен, хоть и с трудом, выучивать новые мелодии, запоминать новые для себя пути передвижения. Сквозь навязчивые синдромы болезненных шуток и рифмоговорения - пробивается в самом деле мягкая, доброжелательная к людям натура. Он - веселый, жизнерадостный, никогда не жалуется, много шутит. Когда пациент был здоров, он был нетерпим и хамоват, молодой хиппи, теперь же невролог замечает - многие больные тянутся к этому пациенту, как и медперсонал, среди тяжелой атмосферы больницы этот неизменно радостный, спокойный и доброжелательный пациент многим помогает. Многие "семантические" знания остались - пациент помнил школьную геометрию и умел играть на гитаре. Очень медленно, за месяцы, но научался ориентироваться в новых помещениях (при отсутствии перехода воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную). Скрытая память - на бессознательном уровне - действует. Способен ориентироваться в отношениях с людьми, кто причиняет ему боль, кто - симпатизирует. Вырабатываются бессознательные привычки. Привычка и память - разные механизмы. Сравнение с синдромом Корсакова и Туретта. Безразличен к еде, сну, сексу - повреждения продолговатого мозга. Ест только когда предлагают, часами находится в блаженном спокойном безмыслии, живет только настоящим. Невролог констатирует - пациент утерял прежнюю индивидуальность и приобрел более примитивную - но новую. Обычно комментирует происходящее, отзывается на слова окружающих - часто шутливо ("идиотически"), абсурдно. Вкупе со спокойствием и безмятежностью снискал репутацию человека невинного, умиротворенного и мудрого, мудреца не от мира сего. Его обычное полусонное состояние медсестры характеризуют "он о чем-то раздумывает".

Описывается изобретение лоботомии. Психическая хирургия была объявлена научным методом лечения. В 40-е годы ХХ века распространяется все шире, очень многих оперируют, протесты против этого дикого "лечения" редки и их не принимают всерьез - авторитет научной медицины на стороне лоботомии. Сделано только в США более 20000 операций. Автор - португальский врач Мониш - удостоен Нобелевской премии 1949. Автор говорит: сейчас вместо жуткой лоботомии применяются уже не хирургические, а не менее жуткие химические средства - транквилизаторы. Пока недостаточно известно, что именно они делают и как. Авторитет научной медицины сейчас говорит о транквилизаторах как о "нормальных" лекарствах, они действительно лечат психические расстройства, хотя, как и лоботомия, имеют множество других эффектов.

---------------
Это - две первые истории из книги.
Tags: books6, psychology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments