Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Отделенные качества

у детей аутистов нередко возникновение какого-либо таланта, развитие его до удивительной степени - а затем исчезновению. При этом исчезновении прочая личность не меняется. Исчезновение таланта почти не сказывается на человеке. О таком случае пишет В. Набокоов - в детстве у него был очень крупный математический талант. после некоторой болезни он исчез. Сам Владимир практически не почувствовал личностного изменения.
Такие способности не укроренены в личности. Есть способности с сильной корреляцией. Входят связями в ядро личности и есть - периферические, могут быть сильные и слабые, но их существование для личности вполне не важно. Посторонние для характера способности.
Это очень давняя тема в литературе. Импровизатор Пушкина. Дьявольский дар стихосложения... В других сюжетах - дар музыкальный, дар сочинения и игры дьявольской музыки. Собственно, потому и дьявольской - что может быть введена в самостоятельную личность даром, без усилий, и может быть отобрана столь же легко и без последствий. Мгновенно приходящее умение высшего качества.
Удивительно, что истории про таланты аутистов - такие. Вот человек никогда не умел рисовать. калякал. И вот он под тридцать лет, имея иную профессию, взглянул на работу художника, попытался повторить - и у него сразу стали получаться приличного качества картины в его собственном стиле. Или дети. с трех лет рисующие хорошие полотна, с перспективой и тенью - без стадии калякания и прочего детского рисунка. Или другая аутистчная дама - как научилась чертить. Не умела - долго - потом как-то наблюдала за чертежником - решила воспроизвести в себе всю его личность целиком - стала сразу чисто, качественно чертить. Другая аутистстка говорила, что поглощает людей целиком, съедает их вместе со всеми их умениями. Острый взгляд, наблюадение - и аутист может "все". что мог подгляданный. Этот дар не у всех аутистов, но у довольно многих, иногда открывается в 3 года, иногда в 30. Иногда проходит - скажем. девочка. великолепно рисующая с трех лет, перестала "так" рисовать. когда научилась говорить. А у других не проходит. Одних случается линия и цвет, других - музыкальный инструмент и мелодия. Кажется, иные могу удивительно быстро схватит иностранный язык. Это "подражание" не маскировочное - ухватываются не внешние манеры работника, а сам результат - они в самом деле пишут незаурядные картины, в собственном стиле. или свою музыку. со своей мелодикой. И они в самом деле остаются аутистами - со всеми этими талантами. и они могут потерять этот талант - и остаться самими собой, едва замечая. что же произошло - а у них ушел талант, способность. которая выделяла их из всех с точки зрения других людей, самое главное в них. как думали другие люди - нечто не ценнее отросшего ногтя. с точки зрения их самих.

Интересно, есть ли работы, где бы изучались такие способности - что может быть так выучено и что не может, какие этапы такого обучения, что в аутисте позволяет так "схватывать", что мешает в нормальном человеке, где классификация талантов по степени ухватываемости, на любую и высоту может занести случайный дьявольский дар, эли лишь на "среднюю" - прочные технические навыки и оригинальность замысла, не более? И что это вообще такое - описанный издавна в художественной литературе дьявольский дар таланта. который в научной литературе спокойно описывается у многих аутистов.
Tags: psychology4
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal