Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

а спину гнуть, гнуть полагается, не сахарный...

http://germiones-muzh.livejournal.com/509345.html
"экзаменационный вопрос Императорской комиссии на звание сюцая
1. СЛУЧАЙ ВАНА
Благородный Ван исполнял должность судьи в уезде Сычоу. Во всем уезде не было другого человека с такой прямой осанкой, твердым характером и незамутненным взором. Даже внешне Ван был сама воплощенная справедливость; когда он вершил суд в своем церемониальном облачении, трепет охватывал тех, кто преступил закон. Известно, однако, что добродетельный и благородный муж способен одержать победу над врагом, но и ему не по силам изменить натуру человека низкого. Используя связи и подкуп, клеветники добились отставки судьи. Ван был лишен сана, имущества и всех привилегий.
Вскоре бедственное положение вынудило Вана искать работу – и благородному сюцаю пришлось стать базарным разносчиком. Занявшись столь немудреным и низким делом, Ван и здесь не изменил себе: осанка его оставалась прямой, взгляд открытым, движения же были исполнены достоинства. Словом, и в этом повороте судьбы Ван оставался прежним Ваном.
Но вот что удивительно – если прежде, отправляя правосудие, Ван слыл одним из лучших судей в Поднебесной, то теперь, по мере сил стараясь следовать тем же путем, Ван быстро прослыл никуда не годным разносчиком. Несмотря на безупречную честность и готовность выполнять все положенное, покупатели оставались недовольны его услугами. Недовольны были и торговцы-работодатели, так что Вану пришлось несколько раз менять хозяина, а вскоре он и вовсе остался без работы. И это при том, что в Сычоу было не слишком много желающих пойти в базарные разносчики, но продавцы все же предпочитали брать подростков, увечных и даже тех, у кого на лице было написано, что он законченный прохиндей, – всех, кого угодно, только не безупречного Вана, соглашавшегося работать за те же деньги.
ТРЕБУЕТСЯ ответить, совершил ли Ван ошибку, и если да, то в чем она состояла?

Классическое решение

Причина бед Вана – в непонимании идеи справедливости и как следствие в отклонении от справедливого пути. Судья полагал, что справедливость всюду одинакова, а быть справедливым значит, попросту, не меняться. Будь это так, научить справедливости было бы намного легче, а для выяснения несправедливости вовсе не требовалось бы квалифицированных судей.
Но ведь даже воздух не везде одинаков, он различен в городе, в лесу и на берегу моря, совершенно различен воздух для людей, для птиц и для пчел. Справедливость же распределена таким образом, что ее можно определить только через уместность и своевременность; и каждая из ее частей по-своему сопричастна целому. Уместное сегодня в столице, неуместно в отдаленном селении, а завтра может оказаться неуместным и в столице. Справедливость похожа не на искусство сложения и вычитания, которое для всех предметов одно и то же, а на искусство управлять джонкой, учитывающее характер каждой реки, – вот почему для поддержания справедливости требуются умение, ум и мудрость. Чтобы сохранить верность вчерашнему, достаточно привычки, чтобы сохранить верность справедливости, ее недостаточно: поэтому люди упрямые и недалекие идут по легкому пути, а человек благородный и мудрый следует трудным путем справедливости.
Ван был человеком с похвальными задатками, но искусством справедливости не овладел. Он не постиг важнейших принципов уместности и своевременности, вот отчего его судейская степенность, необходимая для внимательного ведения дела, обернулась нерасторопностью в новых условиях, а беспристрастность к сторонам спора обернулась, пусть даже и невольно, заносчивостью – и так во всем прочем. Ван считал нужным проявлять уважение к букве закона, но не счел нужным проявить его к законам другой профессии, к нравам покупателей и продавцов. Стало быть, он не проявил уважения и к справедливости, ведь в каждом деле есть свои мерки, и подходить к нему с чужими мерками нелепо и несправедливо. В этом и заключалась ошибка Вана."

Надо сказать, это дело было всегда. Изменяется время - и прежние манеры становятся неуместны 9"екатерининские вельможи", над которыми потом потом насмехались, в 19 веке...). Или профессиональные навыки меняются, или неуместны в профессии. В дореволюционной России выпускники академии художеств имели единственный путь для заработка - учителем рисования. А это вседневная занятость, провинция, упадок - дезорганизация и выход из искусства, потерянный навсегда человек. Педагогического дара нет, предмет ничтожен и не влияет на аттестат, зарплата мизерна, уважения нет. И так всегда бывало - времена или занятия менялись и множество людей, волей и неволей, оказывается не у дел.

Конечно, то же самое произошло в 90-е. Изменилась социальное устройство - и множество людей остались без всего, потому что их профессии исчезли. Пришли другие моды и стандарты - и множество профессионалов оказались выучены не так и не тому. Опять во множестве появились лишние люди.

На это принято отвечать: а самостоятельность, гибкость? Вертись, изменяйся, приспосабливайся, в ногу со временем беги, то есть займись еще чем-то, выучись, побегай и догони, хоть в последний вагон, а что же - никто не обещал...

Конечно, никто не обещал. Тут совершенно иное занятно. Что сотни лет назад в обществах совсем бедных. что в современных очень сытых обществах - картинка не меняется. Это занятно. То есть посмотреть на те параметры, по которым современное изобильное и сытое общество является откровенно бедным.

Число рабочих часов в неделю у востребованных людей - специалисты знают, что работают они почти без выходных, в полную меру здоровья и молодости. с годами даже просто рутинный график выдерживать не удается - по 12, 14 и больше часов в день. А что же, цена успеха.

Есть такие черточки, по которым даже и успешные общества выглядят откровенно бедными. Видел где-то подсчеты - в переводе на (кажется) хлеб, что ли, примерно столько средний доход что сейчас, что в Древнем Риме. Точно не помню, но уровень жизни тогдашнего средненького человека был примерно как и сейчас. Известен ответ: водопровод хороший и сортиры испытали явный прогресс. Да. Не отрицая изменений, можно поглядеть и на то. что - несмотря на трескотню - веками остается неизменным.
Tags: ethics2, history6, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments