Совесть на 20% обусловлена генетически
Эволюция альтруизма и прочие дела
"Дело в том, что, как только зарождается кооперация альтруистов, готовых жертвовать собой, появляются всевозможные обманщики, нахлебники и паразиты, которые могут сделать любое объединение бессмысленным,— говорит Александр Марков.— Это общее правило эволюции. Чем больше альтруистов, тем выгоднее быть эгоистами.
Появление эгоистов — результат случайной мутации. Под воздействием изменчивости в какой-то момент среди "добреньких" кишечных палочек появляется бактерия с одной-единственной "ошибкой" в гене. Этот мутант перестает тратить ресурсы на поддержание механизма самоубийства и направляет их на более "приятное" занятие — размножение. Вся история эволюции — это попытка альтруистов тем или иным способом защититься от эгоистов и нахлебников.
— Появление многоклеточных организмов было крупнейшим триумфом эволюции альтруизма,— говорит Александр Марков,— ведь в многоклеточном организме большинство клеток — это клетки-альтруисты, которые отказались от собственного размножения ради общего блага.
Так что на одноклеточном уровне добро и зло — результат борьбы генов внутри организмов, которые заставляют своих носителей быть с человеческой точки зрения добрыми или злыми. Сколько генов "добра" и "зла" заложено в современном человеке — вопрос открытый.
...Действие этих сил было так причудливо, что выявить первопричину тех или иных революционных изменений бывает довольно затруднительно. Например, по всей вероятности, в какой-то момент для обучения всем культурным достижениям человекообразной цивилизации потребовался больший объем мозга. Но особи с большой головой элементарно было трудно родиться — не хватало ширины родовых путей. В итоге природе пришлось пойти на два компромисса: во-первых, в отличие от обезьяны, человеческие детеныши стали рождаться с незрелым мозгом, который с тех пор в основном формируется в период младенчества и детства, с другой стороны — стали "популярны" женщины с широким тазом. Эти два компромисса вызвали новые сложности — беспомощные младенцы требовали особой заботы, а широкий таз не позволял женщинам бегать так быстро, как мужчины (чего совершенно не наблюдается среди обезьян). В этой ситуации выжили те сообщества, где группа смогла взять на себя часть заботы о матерях с детьми, обеспечив их пропитание и защиту от хищников. В результате такого культурного отбора в человеческой популяции стали превалировать гены, ответственные за "положительную мораль". Постепенно некоторые из них достигли стопроцентной частоты, то есть оказались присущи абсолютно всем здоровым людям.
Тем не менее эволюция этических и не очень этических качеств в человеческой популяции не прекратилась. Это многообразие открывает поистине бесконечный путь для рукотворного созидания человеческой нравственности.
...Исследуя геном этих грызунов, ученые пришли к выводу, что отличие скрывается в гене, кодирующем рецепторы гормона вазопрессина — одного из сигнальных веществ мозга. У мышей-однолюбов эта часть гена была длинной, а у "гулящих" самцов — укороченной. Обнаружив такую потрясающую деталь, ученые обратились к людям, которые, как известно, содержат в себе почти все гены, присущие мышам.
— Оказалось, что подобная зависимость достаточно четко прослеживается и у человека,— говорит Александр Марков.— Мужчины, обладающие коротким вариантом гена, значительно реже заканчивают романтические отношения свадьбой, реже счастливы в браке и вообще слегка асоциальны — у них существуют проблемы с сочувствием, щедростью и с той самой верностью.
...— В ближайшем будущем биологам и всему обществу не раз придется сталкиваться с этическими задачами такого порядка,— убежден Александр Марков.— В этом случае всегда надо помнить, что гены скорее закладывают склонности, чем конкретную инструкцию к поведению. Культура и развитое социальное поведение может свести генетическую предрасположенность практически к нулю. Можно вспомнить Нью-Йорк, где с преступностью покончили буквально на памяти одного поколения с помощью продуманной системы законов. Понятно, что генофонд ньюйоркцев за это время не поменялся.
...Ген моноаминоксидазы (MAO) регулирует в мозге носителя количество серотонина, отвечающего в том числе за социальное поведение. Впервые связь некоторых вариантов этого гена с агрессивностью удалось обнаружить у мышей, а не так давно американские исследователи взяли анализы более чем у двух с половиной тысяч заключенных, которые содержатся в тюрьмах США, и выявили "агрессивный" вариант МАО практически у всех лиц, осужденных за преступления с применением насилия.
— Согласно моим исследованиям, почти 90 процентов всех убийств совершается людьми, у которых есть Y-хромосома, то есть мужчинами,— иронично говорит генетик Стив Джонс из Университетского колледжа Лондона.— Следует ли из этого, что мужчинам стоит по умолчанию сократить сроки заключения?
Несмотря на то что существуют исследования, доказывающие возможность полной компенсации "плохого" гена с помощью воспитания и материнской заботы, практически тут же появились предложения корректировать опасный ген еще в младенчестве — на всякий случай.
— Это открытие дает возможность отбирать наиболее уязвимых людей еще до того, как они совершат что-то противозаконное, и оказывать им дополнительную социальную помощь,— заявил профессор Макгаффин из британского Совета медицинских исследований. Надо отдать должное британцам, совет категорически отверг подобное начинание.
...Оказалось, что у мужчин под действием окситоцина (вещества, отвечающего у женщин за родовую деятельность) улучшилась способность понимать настроение других людей по выражению лица, повысилась щедрость и доверчивость, иногда вплоть до патологического уровня: добровольцы продолжали в игре доверять тем, кто их несколько раз обманывал. Подобная простота, с которой можно повлиять на поведение человека, порождает совершенно разные возможности. С одной стороны, можно распылять окситоцин в замкнутых коллективах, где уровень стресса традиционно велик, например в тюрьмах, с другой — представьте себе супермаркеты, запустившие в вентиляцию вещество, повышающее доверие
На возникновение "морали" у самых разных представителей животного мира влияют несколько морфологически близких гормонов-нейромедиаторов.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →