С философской точки зрения, в ходе всеобщей истории образования четко различаются три этапа – начальный, средний и завершающий, конечный.
Ее первый, античный этап, представлен формированием человека в Древней Греции. Поскольку единственной целью образования было здесь воспитание идеального человека, постольку греческая пайдейя ещё непосредственно соединяла в себе философскую, теоретическую основу воспитания с его эмпирией, практической реализацией. Средние века в целом продолжали эту линию, хотя непосредственное единство теории и практики формы и содержания образования в процессе религиозного воспитания постепенно распадалось, что дало о себе знать в кризисах Ренессанса и Реформации.
Второй этап всеобщей истории образования представлен Европой нового времени, где человек формировался уже образованием в собственном смысле слова, т.е. формальной культурой духа. Развитие образования н новоевропейском этапе шло, поэтому, в противоположных направлениях.
Романо-германское образование имело своей философской основой метафизику и осуществлялось в цикле гуманитарных дисциплин, выступая преимущественно теоретическим образованием, или воспитанием ума, развивающимся монистически, т.е. из одного сверхиндивидуального корня, которым в этом направлении признавался Бог.
Англосаксонское образование, напротив, опиралось на эмпиризм и осуществлялось в цикле естественнонаучных и технических дисциплин, являясь преимущественно практическим образованием навыков и умений, цели и задачи которого определялись плюралистически, т.е. сугубо человеческим своеобразием и произволом заинтересованных в нем индивидов. Весьма посредственной копией англосаксонского образца стало, кстати сказать, американское образование с господствующим в нем количественным формализмом в оценке индивидуальных способностей и умений (имеются ввиду IQ и другие виды тестирования, из удобного средства контроля уровня приобретенных навыков и умений исподволь превращающиеся в конечную цель обучения, к которому в этом случае сводится образование).
Третий, заключительный этап всеобщей истории образования, может быть начат сегодня в России.
Для этого российское образование должно претерпеть радикальную реформацию и стать возрождением в новых условиях классического античного идеала, который был впервые реализован в знаменитых философских школах Древней Греции – в Пифагорейском союзе, Академии Платона и Ликее Аристотеля. В них, как известно, изучали не только одну философию, но преподавали лишь философски образованные преподаватели, а философия служила теоретической основой всего процесса воспитания и по праву завершала весь цикл наук и искусств.
Иными словами, российское образование должно вновь стать пайдейей – конкретным тождеством теоретического и практического образования, гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин – опосредованным всей историей образования единством воспитания и образования человека высшей пробы.
...Чем более вариативным, индивидуализированным и практически ориентированным становится высшее образование, тем глубже и основательнее должна быть философская подготовка всех студентов. Это требование относится, прежде всего, к студентам педагогических университетов, ибо от качества философской подготовки учителей всех специальностей зависит главное – качество общего образования нации.
--------------
значит, требуется больше философии.