Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Ричард Л. Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. 1998

http://kosilova.textdriven.com/narod/studia3/tompson.pdf
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/tompson_mekhanisticheskaja_nemekhanisticheskaja_nauka/30-1-0-587

На мой взгляд - очень занятная книга. Дело не в "новых" доказательствах или какой-то там особенной убедительности - этого не может быть и потому нет. Доказательность и убедительность зависят от свойств читателя, а не только от свойств текста, так что продвинуться дальше некоторого все равно не удастся при любых усилиях авторов. Но вот настрой книги - очень интересен. С первой страницы автор указывает, что современный материализм - это математизм, и далее говорит, что это не здорово и как тут быть. Настрой-то нравится, но... Вот то, что он в связи с этим предлагает... Теория Я как шофера, а тела как автомобиля. Ну, книга 80-х годов.

"Очевидно, что в основе физики лежит идея о том, что все явления природы порождаются некой изначальной субстанцией, называемой материей. Было предложено несколько гипотез, призванных объяснить природу материи, но поиски окончательной теории продолжаются до сих пор. Однако общими для всех теорий являются два следующих положения:
(1) Материя может быть представлена в виде чисел, прямо или косвенно выражающих экспериментально измеримые свойства.
(2) Поведение материи может быть описано математическими выражениями, носящими название «законов природы».

(c) zh3l

Картина мира, созданная современной физикой в основе своей
математична, и тому, кто построил свое мировоззрение на ее
основе, математические абстракции (такие, как орбитали, волны
и частицы) кажутся более реальными, чем осязаемые явления,
которые они призваны описывать.

...Горечь и разочарование, ...сквозят и в утверждении Бертрана Рассела о том, что механистическое мировоззрение укоренилось столь прочно, что «в наш век дом для души можно построить лишь на жестком фундаменте безысходного отчаяния».

...Традиционное религиозное мировоззрение в самой своей основе несовместимо с мировоззрением современной науки, и если последнее получило широкое признание, традиционные религиозные концепции кажутся все более и более устаревшими и нереалистичными.

...Духовный кризис современного общества можно преодолеть,
если дать подлинно научную систему духовного знания, которая
бы расширяла и в какой-то степени превосходила современные
научные воззрения. Я хочу предложить альтернативу механисти-
ческому мировоззрению. Необходимая система знания должна
удовлетворять следующим четырем критериям."

--------------------
Вот так он начал, а потом - на мой взгляд - увы. Противопоставление современной науки и бхакти-йоги.

"Основным принципом немеханистической системы бхакти-
йоги является идея о том, что границы нашего сознательного
восприятия могут быть значительно расширены.

...мы можем
указать по меньшей мере на одно свойство жизни, которое не
поддается объяснению на молекулярном уровне, - сознание.

...Считается, что, достигнув мозга,
электрические импульсы изменяют распределение химических
концентраций и электрических потенциалов во всей колоссаль-
ной сети нервных клеток мозга. Ученые полагают, что это рас-
пределение представляет в закодированной форме конкретное
содержание мыслей и восприятий человека.

...Все это нисколько не объясняет осознанного восприятия че-
ловека. Наше описание образа, сформированного на сетчатке
глаза, ничего не говорит об осознанном восприятии этого образа

...Можно возразить, что сознание субъективно и поэтому мы не
имеем права использовать понятие «сознание» при научном опи-
сании объективной реальности. Наблюдая поведение человека и
замеряя физические состояния его мозга, мы скорее всего не
сможем обнаружить не поддающиеся измерению проявления его
так называемого сознания. В таком случае само утверждение
человека о его осознанном восприятии - всего лишь множество
электрохимических процессов. Именно эти процессы и нужно
исследовать; говорить же при этом о каком-либо реальном суще-
ствовании сознания просто бессмысленно.

...Утверждение о том, будто нейронные импульсы «порож-
дают» сознание, голословно и не может служить объяснением:
оно не объясняет связи между импульсами и содержанием наше-
го сознания. Единственный выход — более тщательно исследо-
вать структуру мозга и происходящие в нем процессы в надежде,
что более глубокое понимание их природы поможет выявить
такую связь.

...В нашей модели мы постулируем, что сознание любого чело-
века существует благодаря существованию отдельной нефизиче-
ской сущности, называемой «сознающее Я», или дживатма.
Ниже перечисляются некоторые черты и свойства этой сущно-
сти.
1. Дживатма является элементарной единицей сознания.
2. Существует бесчисленное множество дживатм, которые
не возможно ни создать, ни уничтожить.
3. Все дживатмы качественно равны.
4. Дживатмы не могут быть описаны с помощью чисел,
хотя и способны проявлять свойства, допускающие ко-
личественное определение, - например положение в про-
странстве.
5. Дживатмы подчиняются психологическим законам
высшего порядка, которые определяют свойства и фор-
мы деятельности, не поддающиеся математическому
описанию.
6. Дживатмы не взаимодействуют с материей в соответст-
вии с известными законами физики, такими, как, на-
пример, законы гравитации и электромагнетизма.
7. Дживатмы обладают самосознанием и способны к са-
моанализу. Кроме того, им изначально присущи чувст-
ва, с помощью которых они могут воспринимать как
/- ^материю, так и других существ, обладающих сознанием.
8.^Дживатмы имеют тенденцию присоединяться к матери-
альным телам, хотя они независимы от материи и спо-
собны свободно функционировать отдельно от нее.

...Этот метод включает в себя повторение мантр, как, например:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

В соответствии с системой бхакти-йоги воспевание очищает
дживатму от последствий ее связи с материей и таким образом
пробуждает естественные сенсорные возможности дживатмы.

...В качестве
основного тезиса я выдвигаю положение о том, что хотя компь-
ютеры в принципе способны воспроизводить сложные последо-
вательности действий, сравнимые с поведением человека, они
гем не менее неспособны обрести самосознание, если только в
действие не вступают некоторые высшие законы, неизвестные
современной науке. Как

...Мы полагаем, что «сознающее Я», или дживатма, является
самодостаточной личностью, наделенной чувствами, способной
перемещаться в пространстве в материальном теле подобно то-
му, как человек ездит в автомобиле. Каждая дживатма обладает
сознанием и имеет все атрибуты личности, включая чувства и
интеллект. Так же, как водитель получает информацию об авто-
мобиле и окружающем мире, глядя на показания приборов ма-
шины, так и дживатма воспринимает информацию о теле и ок-
ружающем его мире, интерпретируя физические состояния мозга.

...Законы природы и соответствующие матема-
тические модели физической реальности могут быть полностью
описаны с помощью нескольких простых уравнений. Это озна-
чает, что они обладают низким информационным содержанием.
С другой стороны очевидно, что разнообразные и сложные фор-
мы живых организмов обладают высоким информационным
содержанием. Можно показать, что вероятность возникновения
высоко информативной конфигурации в моделях, математиче-
ское выражение которых имеет низкое информационное содер-
жание, ничтожно мала. Следовательно, жизнь не может возник-
нуть как результат действия известных современной науке зако-
нов.

...Мы докажем, что уже сама краткость выражения изучаемых
современной наукой законов природы делает их неспособными
выбирать из первозданного молекулярного хаоса сложные фор-
мы живых организмов, как бы долго ни длился этот процесс.
Наша основная цель состоит в том, чтобы показать, что законы
природы, формирующие из случайно распределенной материи
сложные формы, должны сами обладать соответствующей степе-
нью сложности. Таким образом, для записи Гамильтониана
квантово-механической системы, которая должна обладать спо-
собностью отбирать конфигурации характерной для живых ор-
ганизмов сложности, потребовалось бы несколько страниц сим-
волов (по самым скромным подсчетам — не менее тридцати).
Это означает, что известных законов физики недостаточно для
объяснения происхождения жизни. Для того чтобы физические
законы могли дать такое объяснение, они должны быть столь
сложны, что человеческий мозг просто не сумеет их воспринять.

...Множество примеров сложной морфологии мы находим и в
клетках высших организмов. Так, биологами были открыты
несколько типов структур, отвечающих за объединение клеток и
позволяющих им сообщаться23. Эти структуры представляют
собой разветвленные системы мембран, соединительных тканей
и капилляров, некоторые из которых запрограммированы таким
образом, что могут открываться и закрываться в соответствии с
возникающими в клетках условиями. Возможность полного и
точного описания такого рода систем при помощи небольших
объемов информации представляется весьма сомнительной.
Трудно представить себе также и процесс создания такой систе-
мы путем добавления нескольких бит информации к схеме, ска-
жем, энзима, регулирующего дыхательный цикл Кребса клетки.

...Отсюда можно сделать вывод о том, что теория эволюции
оказывается несостоятельной в том самом слабом звене, которое
подвергалось критике многими учеными. Многие из них отмеча-
ли, что сам процесс естественного отбора так и не был сформу-
лирован адекватно — ни в первоначальном варианте Дарвина,
ни в более современных «синтетических теориях». По Дарвину,
процесс отбора есть принцип «выживания наиболее приспособ-
ленного», однако никто так и не сумел, к сожалению, дать точ-
ный ответ на вопрос: какие существа наиболее приспособлены?
Ученые лишь ограничиваются утверждением того, что наиболее
приспособленным является тот, кто выживает. Современное оп-
ределение естественного отбора как «дифференциального вос-
производства» сталкивается с той же самой проблемой.

...Теория информации фактически демонстрирует, что сложную
форму можно «объяснить» только с помощью описания не
меньшей сложности, чем информация об этой форме. Такое опи-
сание должно содержать в себе большую информацию, чем про-
сто описание данной формы на каком-либо языке, то есть просто
констатация ее существования. Таким образом, сложная форма
является непреодолимым барьером на пути исследователя, кото-
рый приводит к окончательному крушению все простые объяс-
нения природы.

...Можно, разумеется, предположить, что в будущем нам удаст-
ся объяснить возникновение конкретных живых форм на основе
фундаментальных физических законов. Однако много ли деталь-
ной информации мы сможем надеться получить? Сумеем ли мы
объяснить с ее помощью сложнейшие свойства человеческой
личности? Сможем ли описать при помощи физических законов
подробности личной жизни каждого отдельно взятого человека
— например научные труды того же самого Теодосиса Добжан-
ского? Не вызывает сомнений факт, что на основе фиксирован-
ного набора относительно простых законов можно сделать лишь
ограниченное количество выводов.

...ни одному ученому не удалось ясно сформулировать
различие между «разумной» и «неразумной» машинами или хотя
бы указать, как вообще машина может быть разумной. В сущно-
сти, попытки описать личность на механистическом языке сво-
дятся исключительно к копированию с помощью технических
средств особенностей внешнего поведения человека. При этом
субъективный опыт сознания личности полностью игнорируется

...Одним из следствий теории «пунктирного равновесия» явля-
ется фактическое признание ею незаметности процесса эволю-
ции, невозможности его проследить. С одной стороны, мы вряд
ли можем рассчитывать обнаружить среди окаменелостей свиде-
тельства возникновения новых видов, поскольку оно происходит
в пределах малочисленных популяций в течение «геологической
микросекунды». С другой — мы не можем ожидать проявления
эволюции в течение истории человечества, поскольку «геологи-
ческая микросекунда» — скажем, десять или пятьдесят тысяч лет
— слишком велика по сравнению с продолжительностью жизни
человека.

...Итак, мы со всей очевидностью показали несостоятельность
теории постепенной эволюции путем естественного отбора через
малые вариации.

...В таком случае мы вправе спросить: если нет ни теории, ни
доказательств в ее пользу, что же побуждает ученых верить в то,
что можно назвать всего лишь доктриной эволюции? Одним из
основных мотивов, побуждающих ученых занимать эволюцио-
нистскую позицию, является так называемая аргументация нега-
тивной теологии.

...Стивен Дж. Гоулд представил одну из форм аргумента-
ции негативной теологии следующей фразой: «Странные при-
способления, нагромождения нелепых решений доказывают эво-
люцию. Разумный Бог никогда бы не пошел этим путем, но есте-
ственный процесс, направляемый историей, следует им с необхо-
димостью». Общая схема аргументации здесь такова: «Бог
должен иметь определенные характеристики, X, и, следователь-
но, Он создал бы мир определенного вида. Так как мир, каким
мы его видим, существенно отличается от этой формы, возмож-
но, что Бога нет. Поскольку единственной альтернативой боже-
ственному творению является эволюция, то жизнь, должно быть,
возникла в результате какого-то эволюционного процесса».

...Ознакомившись ближе с истоками негативной теологии, мы
найдем, что они, похоже, возникли не из логического анализа, а
из чувства глубокого неудовлетворения теологическими концеп-
циями. Эти концепции унаследованы от религиозных систем
Запада, которые решительно отвергались эволюционистами,
начиная с Дарвина. Теория эволюции часто подается в духе пре-
зрения к этим религиозным системам, и аргументация негатив-
ной теологии при этом принимает форму эмоционального вы-
сказывания, направленного против идеи божественного творе-
ния.

...Следовательно, истинность нашей модели может быть прове-
рено, если будет найден способ восстановления высших познава-
тельных способностей нашего «Я». В настоящей главе будут
представлены практический метод достижения этого состояния,
который как бхакти-йога, или «преданное служение». Этот про-
цесс представляет из себя метод обретения достоверного знания
об аспектах реальности, недоступных традиционным методам
науки. Следует, тем не менее, отметить, что бхакти-йога — это
не просто путь обретения знания. Правильнее было бы сказать,
что бхакти-йога является средством, при помощи которого каж-
дый человек может достичь высшей цели своего существования."
--------------------------------
Это не ответы, а вопросы. На которые можно пытаться отвечать. Да уже и отвечено кое на что. С другой стороны - увы, не слишком помогающий понять что-либо текст. Ему бы еще получше понимать, с чем он спорит.
Tags: books6, science4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments