Переход осуществляется с помощью незаметной внешнему исследованию книги, текста, который способен «выпрямить» культуру, - то есть избавить данное общество от искажений, которые вносит «культурный код», так что остается только общечеловеческая, скажем так, субъективность, и – субъективность личная. Такие общества чрезвычайно успешны и побеждают в конкурентной борьбе с другими обществами.
Поэтому такие свободные, сознательно (или злонамеренно, как угодно) организованные общества кажутся из традиционных, номотетических обществ – бескультурными и нефилософскими. А на самом деле они очень здравомыслящие, видящие суть вещей и не впутывающиеся в философские заморочки непрозревших обществ. Они, как я понял, свою выгоду через стенку видят и спокойно до этой выгоды добираются, пока номотетические общества ползут путем проб и ошибок.
Авторы ссылаются на Переслегина – у того есть мысль, что в США сейчас действуют людены, которые и ведут зажравшихся и ничего не понимающих в происходящем «простых американцев» по правильному и успешному пути (http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/58805.html). Правда, авторы полагают, что «людены» появились в Англии 17 века, а не в Америке 20-го.
Еще раньше корешок этой мысли виден у Щедровицкого:
«Естественные науки имеют дело с законосообразными объектами, а мыследеятельность есть искусственно-естественный (И-Е) объект. И-Е объекты не законосообразны в обычном смысле слова. Человеческое мышление и человеческая деятельность не имеют законов в смысле физических законов. Они имеют ряд механизмов, - технических, искусственных. Это – механизмы нашего целенаправленного действия. Целенаправленное действие не законосообразно, а подчиняется принципу стратегий»
Чем замечателен Щедровицкий, так это не тем, что он «прав», а тем, что он «становится прав». Это, конечно, особенность проектного мышления. Я говорю: «Здесь стол» - и показываю на пустое место. Хрен его знает, прав я или нет, скорее всего, даже и нет. А я иду в соседнюю комнату и приволакиваю стол именно в это место. Остается только рот разинуть, как сбывается предсказание.
Так что Византия, скорее всего, и не является примером, подтверждающим идею авторов. Но это просто опрокидывание в историю того, что делается сейчас. После того, как появляется печатный станок, китайцы становятся предвестниками изобретения книгопечатания. Ну, конечно, пока еще не изобрели, но настойчивость внимания на протяжении десятков лет к одним и тем же мыслительным ходам – это весьма примечательно.