Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

С одной стороны - нам не надам, с другой...

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1458164.html?thread=71559668#t71559668
chur72
а вот именно интеллигентов ненавидят - хотя они и голь, и неудачники, и отнять у них уже нечего - все равно ненависть.
____________
Мне кажется, это связано с потребительской идеологией (на которой "массы" и "власти" состыковались), в последнее время приобретающей довольно агрессивную форму.
Интеллигенция связана с идеей нравственной иерархии ценностей (пушкин выше сапог, Тарковский выше Ксюши Собчак) - это основа её идентичности, без которой и нет никакой интеллигенции.
Но именно представление о иерархичности сегодня изгоняется ото всюду.

ну и как здесь часто говорили - всеобщее раздражение всех против всех.

ivanov_petrov
Осмелюсь заметить - не существует группы без иерархии ценностей. И если вы соберете в одно лукошко всех Ксюш Общак, какие есть - сразу выявится иерархия ценностей.

chur72
это так.
но только одна группа претендует на трансляцию этих ценностей на всё общество.
интеллигенция - это часть просветительского проекта, она нужна для того, чтобы задавать общенациональную систему моральных и прочих координат.

...
В истоке мы имеем ситуацию, когда интеллигент делает замечание хаму, а тот отвечает: а ты кто такой? Это архетипическая бытовая ситуация. Грубо говоря, интеллигент нужен прежде всего для того, чтобы одёргивать хама, хам ( в том числе и хам во власти) - его вечный оппонент и спутник. Естественно, при этом он постоянно рискует нарваться на хамство.

Просто раньше считалось, что хам априорно неправ, по этому поводу имелся консенсус. А СЕЙЧАС Вам могут сказать, что у хама своя позиция и кто вы такой, чтобы считать, что она чем-то хуже Вашей. Кстати, я на это смотрю очень конкретно: можно назвать несколько типичных для современного российского общества и моделирующих будущее этого общества ситуаций, где это уже буквально так. Например, публичные слушания по Охта-центру (речь о организованной "поддержке снизу" поданной как глас народа, мнение которого, дескать, не менее значимо, чем мнение профессионалов и представителей питерской интеллигенции выступивших против проекта). Кажется, никто не смотрел на эту истории с точки зрения социальных последствий подобного публичного "опускания" мозговой элиты, а зря - это очень богатая тема.

Или вот Вам другой пример. Великий российский мультипликатор Юрий Норштейн по следам Юрия Шевчука выступает со своим посланием граду и миру http://novayagazeta.livejournal.com/216786.html#comments . Это право говорить "высоким штилем", учительствовать и судить обеспечено тем, что раньше называли "духовным опытом", который у Норштейна безусловно есть. Но ещё оно обеспечено традицией, в которой подобное говорение было вообще возможно и был возможен благодарный слушатель.

Сегодня эта традиция размывается. По инерции она ещё работает, но в двух случаях из трёх не срабатывает. Появляются, например, вот такие комментарии:
http://novayagazeta.livejournal.com/216786.html?thread=5003730#t5003730

"Что ж, я скачал "Сказку Сказок", пойду посмотрю.
И все же вы великий режиссер и мультипликатор, я пока беспристрастно сказать могу (я кроме "Ежика в тумане" ничего не видел), лучшее ваше время пришлось на ту эпоху. Судя по тому, как вы агрессивно пишите о современности, вы в ней - лузер.
И все же у меня есть выбор теперь, я на сытый желудок могу посмотреть "Сказку Сказок", а могу и не посмотреть. Могу проникнутся вашим величием, могу и на Джеки Чана переключить.
Все мы тогда были тогда богаты, но почему-то лишь духовно. И вся духовность куда-то делась лет 20 назад..."

Норштейн и автор приведённого комментария - представители разных культур. Ненависть или раздражение в адрес интеллигенции, о которой идёт речь, по-моему сродни раздражению, которое ощущается в комментарии. Автора раздражает претензия на духовное миссионерство. Он считает, что это всё "совок" и это отменили. А теперь на троне - потребитель, который захочет - "Сказку сказок" скачает, а захочет - Джеки Чана. Норштейн - обслуживающий персонал, который "слишком много о себе возомнил" и вообще "парится по пустякам"

ivanov_petrov
да, конечно. Кончились последние и очень уродливые остатки времени, когда людям еще помогали. Теперь - всё, шалишь, только сами. Этот болван, говорящий с Норштейном, и миллионы других - боюсь, у них нет шансов. Сами они не умеют, учиться не хотят - будут падать.

chur72
Поживём-увидим. Будут падать - опять появится спрос на поводырей. Либо будет как-то иначе. Многие учатся ходить сами и там у них что-то складывается... Это был бы не худший вариант. А может всё окончательно развалится и вообще ничего не будет)

Интеллигенция ведь тоже как-то должна меняться, реагировать на время, а с этим что-то глухо. Люди просто консервируют свой духовный капитал, не имея кому его передать, не зная, как его передать - ну всё это гниёт понемногу... всё кончится тем, что он и в самом деле будет никому не нужен.

-----------------
Интересно - верно ли полагает мой собеседник, будто в поводырях имеется потребность. Внутренняя. Что люди прямо вот решат: надо нам поводырей, культурных таких - и на рынке появится спрос, и тут же, как встрепанное, вылезет адекватное предложение.
Оно же примерно вот так обстоит:

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1458164.html?thread=71514868#t71514868
Андрей Быструшкин
Я бы расширил тему. Почему деревенские ненавидят городских? Почему городские ненавидят и презирают "дерёвню"? Почему эти обе категории дружно и смачно ненавидят москвичей? Почему москвичи ненавидят "лимиту поганую"? Почему вообще люди из одного района города или с одного конца деревни люто до смертного боя ненавидят своих соседей из другого района или с другого конца одной и той же деревни? Почему дети из одного двора ненавидят и боятся детей из соседнего двора? Почему этот всеобщий закон ненависти к ближнему у нас, русских, культивируется и воспитывается с раннего детства?

ivanov_petrov
ну, так любую социальную границу можно назвать гранью ненависти

Андрей Быструшкин
Вопрос не в границах как таковых, а в том, что границы эти кровью заливаются. Например, какой у меня лично повод может быть ненавидеть парней из маленькой уральской деревеньки Измоденово, Северка или Козырево - да никакого совершенно. Но когда они приходили мочить нас, городских, без малейшего к тому повода, я брал в руки лопату и рубил их, или выламывал из кровати железную трубу и долбил по пьяным мордам наотмашь. Сейчас как вспомню, так вздрогну, ведь сколько раз мог убить насмерть или самому погибнуть ни за что совершенно. Ну я ладно, отделался сломанным носом и мелкими ссадинами, у некоторых были переломы, резаные раны и сотрясения мозга, а мой однокашник Дима Голодин не так везуч оказался, ему правую руку чуть не ампутировали, так она и не восстановилась. Но самое страшное что людей не вернёшь. Двоих ребят старше нас на 3 года зарезали насмерть.
Немотивированная ненависть по отношению к совершенно незнакомому человеку, который непонятно чем даже от тебя отличается, это страшная вещь, характерная для нашего общества :(

ptn1900_9
А куда эти деревенские приходили?

Андрей Быструшкин
Приходили в бараки, в которых мы жили.

Дело даже не в конкретном конфликте двух миров (городской/деревенский, замкадье/внутримкадье, шахтёрский район/заводской район), а в том, что конфликт этот неизбежно направлен на всплеск немотивированного насилия по отношению к "чужим". Иногда в повседневной жизни кажется, что криминальные формы поведения аберрантны, что убийцы, насильники, грабители, маньяки это какие-то съехавшие с катушек маргиналы. Но опыт показывает, что это совершенно нормальные люди, постоянно живущие рядом с нами, которые ситуативно в определённых условиях могут нормально общаться не испытывая абсолютно никакой антипатии, но того же самого человека будут люто ненавидеть просто за то, что сами относят его к "чужой" группе. И ненависть воплощается в совершенно чудовищные формы, моральные барьеры исчезают совсем. Ненависть их поглощает, сознание сужается и человек становится не способен ощутить разницу между словесным выражением антипатии, лёгкой стычкой и зверским убийством. Большинство людей в нашем обществе мало чем отличаются от Чикатило и готовы убивать любых незнакомых им людей просто ни за что, просто чтобы извергнуть на кого-то переполняющую их ненависть. Особенно ярко это проявляется во время войны конечно, но и в мирное время не редкость. Например
http://www.izvestia.ru/investigation/article3099479/
http://www.rg.ru/2006/08/25/altay.html
Когда я в школе учился в 8 классе двое моих одноклассников однажды вечером в подьезде зарезали насмерть пожилого мужчину, который сделал им замечание не бросать на пол окурки. Им тогда не было 16 лет и они отделались условным сроком. Я учился с ними 8 лет бок о бок, играл с ними по вечерам, списывал задачки, ездил на картошку. А когда они рассказывали, явно красуясь, как убивали несчастного, я не мог понять, как такое возможно. Сейчас понимаю, что у большинства людей никакой грани нет и для того чтобы они выплеснули ненависть на кого попало нужны лишь располагающие обстоятельства и трагедия становится неизбежной. К сожалению, общество не успевает вырабатывать механизмы предотвращения таких случаев, социальная структура и траектории воспитания мировоззрения детей слишком быстро трансформируются, разрывая материю социального миропорядка и толерантности. Разрывы очень быстро заполняются текучей ненавистью, такой характерной для российского общества.
Tags: ethics2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments