Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Сверхрациональность конкуренции

"Хайек подчеркивал эвристическую природу конкуренции, общность между новыми открытиями и новой информацией, выявляемой рынком.
Отсюда вытекают два постулата: конкуренция представляет ценность тогда и только тогда, когда ее результаты непредсказуемы и отличаются от тех, к которым каждый сознательно стремится или может стремиться;
в целом последствия конкуренции благотворны для общества, но они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то планов и намерений.
Можно сформулировать методологические следствия:
результаты конкуренции непредсказуемы в полном объеме. Во всех случаях, когда конкуренция имеет смысл, достоверность экономической теории нельзя проверить эмпирически. Нам неизвестно, что именно мы надеемся обнаружить при помощи конкуренции, поэтому мы бессильны определить, какова ее эффективность в выявлении фактов, потенциально поддающихся открытию.
Единственный достоверный вывод подтвержден историей цивилизации: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей.
Своеобразие конкуренции в том, что, когда она значима, ее действие не может быть проверено, а может быть засвидетельствовано тем фактом, что рынок выиграл по сравнению с альтернативными социальными механизмами. Здесь обнаруживается общность конкуренции с научным методом: преимущества научных процедур никогда не могут быть доказаны научно, а могут лишь быть продемонстрированы повседневным опытом, показывающим, что они лучше, чем альтернативные подходы, приспособленные к подтверждению наших ожиданий. "
М.Ю. Опенков. Хакни будущее: введение в философию общества знаний. 2007
http://www.ifap.ru/library/book251.pdf

Книга - об экономике, информации и обществе знания.
Сразу скажу, чтобы не создавать очередей - я читал как анекдот. Как http://ivanov-petrov.livejournal.com/1446033.html
Но все всерьез, чем и прекрасно.

"Какая именно информация относительно предлагаемых рынком товаров и услуг
может представлять интерес, подсказывает людям цена. Рынок находит применение
личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные сочетания. Такое знание
связано со способностью разбираться в конкретных деталях и обстоятельствах. Оно
обретает действенность только тогда, когда рынок информирует обладателей знания, в
каких товарах и услугах ощущается потребность и насколько она настоятельна."

Там получается замечательный Эшер. Выдвигается интенция высочайшей сознательности, которая должна быть в обществе, чтобы в нем была экономика, рынок. И все время подчеркивается тщетность рациональности при столкновении с рынком. рынок - это такой предел разума, куда разуму проникнуть никак невозможно, при этом разум должен сознавать, что высшим и лучшим в рациональности является опять-таки рынок.

"Результаты процедуры открытия непредсказуемы по своей природе. Самое
большее, чего можно ожидать от эффективной процедуры открытия, – это
улучшение чьих-то шансов на успех, хотя неизвестно чьих конкретно.

При таком способе упорядочения социальной жизни единственной совместной
целью становится выработка общей схемы или определение абстрактных
характеристик того порядка, который будет формироваться сам собой. "

Книга претендует на то, чтобы обладать высшей рациональностью. Однако значение ее - именно в поэтизировании некоторых чувств, в гипнозе:

"Хаос не означает полную анархию или дезорганизацию. Находясь в хаотическом
состоянии, общество чувствительно к малейшему колебанию, новым идеям, новому
образу мысли и действия. Здесь люди получают свободу изменять структуры и
институты, в которых проводят всю жизнь. Гнет прошлого ослабевает, образуется
пространство для индивидуального творчества.
Кто готов меняться, хочет меняться, тот получает больше шансов выйти на
новый этап развития. Тот, кто ничего не хочет менять, в конечном счете,
проигрывает. "

Можно заклинать бликом света в глаза, а можно - синергетикой. можно говорить о крови и почве 9это будет нехорошо, фашизм), а можно - о хаосе (это интеллектуально).

"Необходимые изменения в привычках и обычаях будут происходить только в
том случае, если меньшинство, у которого есть желание и способности
экспериментировать с новыми методами, укажет путь большинству и побудит его
следовать за собой. Процесс открытия будет замедлен или задержан, если большинство
заставит меньшинство придерживаться традиций и обычаев.
Конкуренция создает безличное принуждение, заставляющее многих людей
перестраивать свой образ жизни так, как были бы бессильны изменить его любые
инструкции и команды. "

Какие слова! Колонн штурмовиков только не хватает, кои бы безлично принуждали несознательных.

Игра с бессознательным: "Человек всегда знает больше, чем способен осознать. Индивидуальные «ноу-
хау» невыразимы, и их носитель о них может не догадываться, хотя пользуется ими в
повседневной практике. Неявное знание не может быть «высказано», но может быть
«показано» в действиях конкретных людей. "
Хайека немного переворачивают и выворачивают, но он этого достоин.

Вот что надо говорить, чтобы указать на оптимистичность распада разума: "Для описания распределенного интеллекта Рой Аскотт (Roy Ascott) в 1992 г.
ввел понятие «теленойя» (telenoia) — от греческих слов tele- («вдаль, далеко») и nous
(«разум»). Он назвал этим словом интерактивный проект, объединивший многих
художников и исполнителей из США и Европы. «Теленойя», по замыслу автора,
должна разрушить «паранойю» изолированного, отчужденного «я», зацикленного на
своей индивидуальности или единственной идее, которая выращивается вне
коммуникации — в уюте отдельного сознания. Аскотт признает, что «теленойя» не
является исключительным свойством эпохи глобальных информационных каналов: в
разных формах она существовала и раньше.
Очевидно, что она продолжает непрерывно работать в научном сообществе. В
идеале научный мир действует как единый разум, в котором идеи, открытия и
результаты экспериментов сразу же становятся общим достоянием. "

Ну и потом про информационное общество, где правят знания. "В дальнейшем успех будет зависеть не столько от творческого, сколько от качественного и добросовестного использования информационных технологий. "
"новая технология
разрушает конкурентные преимущества даже тех компаний, которые прочно стоят
на ногах, и выдвигает на авансцену другие компании.
Компьютеризация ликвидирует любое традиционное преимущество, в каких бы
областях деятельности или процессах оно не было достигнуто. Поскольку компании
используют сходные системы, передовой опыт становится универсальным и различия в
эффективности стираются. "

А потом там про политику Путина и мандат ЮНЕСКО. Я не шучу. Такие вот слова.
А потом про Хофштадтера и Докинза.
Потом про мемы, которые сейчас всё определяют собой.

Если кто думал легко отделаться - не выйдет.

"Победитель получает все. Это и есть закон Зипфа. "

Про сетевые войны.

В общем, это надо читать, чтобы проникнуться настоящим понимаем, чего читать не нужно. Это книга - просто как какой-то камертон. Как бы камертон.

"Знание воспринимается в информациональном обществе как главная
постэкономическая ценность. В романе Брюса Стерлинга «Распад» об этом говорит
главная героиня: «Знание – изначально дорогая вещь…Даже, если его нельзя
использовать. Знание – это абсолютное добро. Искать истину означает жить. Это
главный путь цивилизации. Мы будем нуждаться в знании, даже если наша экономика
и правительство скатятся в тартарары» (Стерлинг Б. Распад. Екатеринбург, 2003, с.135).
Кризис традиционных институтов власти – вовсе не помеха для развития
информационального общества.
С моей точки зрения, Стерлинг – один из главных, после Филиппа Дика,
диагностов и провидцев современной цивилизации. Достаточно интересны
рассуждения Стерлинга о новом политическом статусе науки. Рискну привести
некоторые из них. "

А? Понял, читатель, во что влип?

Там потом цитируются Хайдеггер и Уэльбек. Вот.

"Распределение власти в информационном обществе зависит от
креативности, а не от финансовых вливаний или государственного
регулирования. Нетократы не испытывают стремления кичиться научными званиями. "

"Информационное общество не знает равенства. Его меритократический элемент
велик, власть не поддается локализации, а механизмы самовыражения так неочевидны.
Нетократия неприступна. Она ничего ни у кого не отняла, ее властные
позиции строятся исключительно на высокой способности приспосабливаться и
преуспевать в условиях экосистемы, порожденной информационными
технологиями. "

Ты еще не плачешь, мой маленький читатель? Нет? Ну, скоро будешь. прорежется слезный дар

"Консъюмтариат является низшим классом вследствие недостаточного
социального интеллекта, нормы которого устанавливаются информационным
обществом. Двери ни для кого не закрыты. Необходим особый талант, чтобы найти
ручку и войти, а такой талант отсутствует в широких массах. Отсюда следует, что
неравенство не является обязательно несправедливым. Трудно представить себе
политическую партию, протестующую против неравенства умов или против того, что
талант вознаграждается.
В отличие от рабочего класса, консъюмтариат не обладает устойчивой верой в
светлое будущее. Сохранится лишь революционная эстетика: романтизация
сопротивления как такового, опьянение духом беспорядочного, коллективного
разрушения. Новый луддизм, но и только. Эстетика пассивного сопротивления станет
актом добровольного самоотречения, полного отказа от какой-либо роли в
информационном обществе. Основная виртуальная атака будет осуществляться на
авторские права и патенты, права интеллектуальной собственности, составляющие
основу информационной экономики. Здесь возможен раскол внутри нетократии по
поводу понимания прав на владение информацией.
Главная ценность информационного общества состоит не в информации
как таковой, а в ее сортировке и манипулировании ею. Наиболее влиятельным
нетократам нет нужды беспокоиться по поводу авторских прав и патентов. Им нет
нужды вкладывать время и значительные усилия для создания систем
шифрования и сетевой защиты. Способности создавать связи и охватывать
единым взором большие объемы информации не могут быть скопированы или
украдены. Единственная угроза для обладателя таких способностей – появление
кого-то с большим талантом в этих областях. "

"Вневременное время относится к пространству потоков, тогда как
временная дисциплина, биологическое время и социально детерминированный
порядок следования характеризуют местности всего мира, материально
структурируя и деструктурируя сегментированные общества. "
Tags: economics2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments