Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Очевидность разделения

Существует некоторое многообразие талантов, способностей, способов психического устройства - об этом мы не то чтобы совсем ничего не знаем, некоторое представление, пусть весьма запутанное, все же есть. С другой стороны, существует современная социальная и экономическая жизнь с множеством требований. Эта жизнь толком не описана, и но мы все же с ней знакомы и примерно знаем, из каких она состоит профессий, занятий, работ.

Так вот, насколько я понимаю, никакого соответствия между этими двумя многообразиями нет. В современности способности и наклонности - это одно дело, а профессия и заработок - другое. Какие-то свойства могут помочь скрасить работу, какие-то несколько мешают, но все равно - люди работают не на "любимой работе" и не занимаются "делом жизни".

Зато есть свободное время, когда они увлечены чем-то очень личным. Программист (и неплохой) пишет стихи. Биолог занимается массажем. Специалист по программам продажи мобильных телефонов может быть завзятым китаистом, музыкантом, скульптором или поклонником киноискусства. Одни будут пассивно читать и смотреть, другие - также и творить, но все это - вне работы.

Из этого следуют понятные рассогласования иерархий.

(c) zh3l
Профессиональный писатель, зарабатывающий на жизнь журналистикой и романами, может оказаться писателем весьма дюжинным, а на деле он отличный столяр. Или автомеханик. Профессиональный химик-технолог окажется музыкантом или поэтом, дизайнер - уединенным философом. Иерархия профессиональной жизни - одно, личных увлечений - иное. Знаменитый писатель может показаться рядовым инженером, и он продолжает зарабатывать на жизнь системным администрированием, в то же время будучи известен как "лучший писатель последних 20 лет". И наоборот, конечно - видное лицо в иерархии социальной жизни может быть полной бездарью и очень душным человеком, неинтересным ни с какой стороны, это понятно.

Это банальность, но создает неожиданные эффекты. Частое рассуждение - где в нашей жизни те великие люди прошлых эпох, такие, как они? Платон? Данте? Где гиганты? Вполне может оказаться, что люди сравнимого масштаба занимают невидное социальное положение, не вкладывая душу, зарабатывают из положения экономического журналиста, или прилагают филологические знания к контент-менеджменту сайтов, или пишут для оракловых баз... А знающим известны своими свершениями - если, конечно, у них хватает сил.

Между тем, короля играет свита. Тот самый древний Дант или Платон, Сократ или Августин вдруг может оказаться лысым, низеньким, склонным к полноте, брызгающим изо рта слюной, разгорячась, в нелепых шортах, и стройным неидущих, занимающим и не всегда отдающим, хоть и старается наверняка, опасающимся начальства, ибо кто его разберет, за что сегодня нарычит, с женой в отношениях сложных и согбенных, хвастающимся компьютерной обновой - а всё же он.

Кажется, это дело недавнего времени - столь полное разделение талантов и склонностей с профессиональным делением. Это кажется парадоксом - свободы-то стало больше. Причины, кажется, разные: например, дифференциация профессий. Как бы тут... Скажем, так: наука отошла от очевидностей, в ней множество контринтуитивных положений. Так вот, экономическая и профессиональная жизнь тоже контринтуитивна. И если раньше способности и профессии были связаны попросту - ежели паренек сызмальства картинки рисует, так пусть идет в богомазы, если поет дивно - так учиться пению надо... То сейчас на все профессии не напасёсси талантов, а многие таланты не влезают в профессии. С другой стороны - более привычная тема новой несвободы. То есть прежняя несвобода была насильственной и политической, а новая - экономико-культурная, людям не запрещают, они сами не догадываются. Очень многое делается, потому что ну как же, ведь общество так устроено. экономическое направление работает очень мощно, направляя выборы в определенные области. Тут дело не в сожалениях, а том самом несовпадении со способностями. Они стали как-то меньше цениться - ну мало что способность и тяга вон к чему, все же имеют серьезную работу, а не дурь какую. Хотя, конечно, из-за свободы в маргиналов могут выходить много большее число нселения и там заниматься чем вздумается - но, опять же, вне профессиональной структуры, вне общества, как бы мимо.
Tags: science4, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →