Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

История происхождения письменности

История о том, как в IV тысячелетии до н.э кто-то придумал письменную систему счета (в городе Уруке). Историки предпочитают говорить об "автоматическом" и самособойном складывании счета - как раньше говорили о "народном собирательном образе" Гомера. В общем, кто-то придумал в Уруке счет, и от этого умения считать и записывать счет - пошел алфавит и вообще письменность. Поскольку то, что считали, сначала записывали разными знаками (коз, овец и пр.), то это стали и слова, обозначающие то, что считают в данном случае, и цифры - сколько считаемого.

На весь мир эта система письменности возникла один раз - в этом самом городе УрукеВроде бы письменность возникала еще два раза - среди ольмеков Ю. Америки и на о. Пасхи, но там истории очень маловнятные, и всё, что можно сказать - что некие люди по крайней мере еще дважды придумывали письменность, но вообще задача такая трудная, что легче заимствовать - и абсолютно все известные системы (кроме двух указанных) заимствованы в конечном счете оттуда, из Урука. То есть письменность возникала всего трижды на Земле, и практически всё, что мы можем представить - наследники одной, урукской системы.

Первые фигурки означали, кажется, маленькую скульптуру жреца, обращенного лицом к Солнцу, потом эти стилизованные фигурки стали использоваться как фишки для обозначения, сколько чего есть или отдано, потом фишки стали заменять рисунками фишек - а потом это стала цифробуква.

Мне конечно, интересна эта фигура Мастера из Урука, который придумал счет и письменность. Удобно называть его "Эа". Происхождение письменности произошло одновременно с появлением первого в истории государства. (Это, конечно, догадка - про человека, придумавшего... историки говорят о том, что возникло "само").

http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin3.htm
Ю.В. Березкин. У истоков месопотамской письменности и государства - рецензия на: Schmandt-Besserat, Denise. Before Writing. Forward by William W. Hallo. Vol.1. From Counting to Cuneform. 269 p. Vol.2. A Catalogue of Near Eastern Tokens. 416 p. Austin: University of Texas Press, 1992.

"...Дениз Шмандт-Бессера находила в них мелкие предметы в форме конусов, дисков, сфер, тетраэдров и т.п. Исследователи либо оставляли их без внимания, либо истолковывали в каждом случае по-разному. Хотя эти изделия и относились к докерамическому периоду, они были сделаны из обожженной глины.
В 1970 г. Шмандт-Бессера высказала догадку, что фишки из Нузи есть конец той самой линии развития, начало которой тянется к непонятным предметам из ранненеолитических поселений. К этому времени Пьер Амье (Лувр) уже пришел к выводу, что фишки в глиняных конвертах из Суз, как и фишки из Нузи, использовались для счета.

...С 1974 г. Шмандт-Бессера начала публиковать статьи, в которых отстаивала два тезиса. Первое, что фишки различной формы издавна использовались на Ближнем Востоке для счета предметов отдельных категорий (металла, зерна, тканей и т.п.). Второе, что в IV-ом тыс. до н.э., в эпоху урука, эти фишки стали запечатывать в глиняные конверты, предварительно сделав с них оттиски на поверхности конвертов. Позже ограничились только оттисками, а затем лишь рисунками фишек, откуда оказалось уже вовсе близко до идеи письма. Круглый конверт был заменен плоской табличкой.

Шмандт-Бессера предлагала ответ на фундаментальный вопрос, сейчас вновь повторенный автором статьи в "Нью-Йорк Таймс": "Когда никто не умел читать, кто же начал писать?" (Wilford 1999). Согласно ее гипотезе, шумерское письмо никем не изобреталось, а незаметно развилось из счетной системы. В этом случае объяснять, как сложились остальные ранние письменности Старого Света, может быть, и не требуется, ибо все они (эламская, эгейские, скорее всего египетская, а, возможно, и прото-индская и китайская) возникли в результате распространения уже возникшей идеи письма. Лишь письменности ольмеков и острова Пасхи сложились самостоятельно, но скудость данных лишает смысла обсуждать сейчас их генезис.

...В своей монографии Шмандт-Бессера приводит таблицу соответствий между пятью десятками типов фишек и древнейшими знаками рисуночного письма. Эти соответствия бесспорны и очевидны, охватывая такие понятия, как ягненок, овца, корова, собака, хлеб, закром, масло, пища, сладости или мед, пиво, овечье молоко, шерсть, различные виды одежды, металл, кровать, браслет, благовоние, гвоздь, нога и др. Остаются, конечно, рисунки, которые к фишкам возвести невозможно, так что определенный логический рубеж между системой фишек и письменностью, видимо, был. Его можно сравнить с переходом от иероглифики к алфавиту. Главное, что наличие системы фишек открыло дорогу для сложения письменности.

...Как сама исследовательница, так и ее критики и рецензенты уделяют большое внимание теме происхождения абстрактной идеи числа. Мысль о том, что вплоть до появления письменности представление о количестве предметов было неотделимо от них самих, явилась той основой, с которой Шмандт-Бессера начала возведение всей своей теории.

...Сейчас все согласны как минимум с тем, что наличие сложной знаковой системы, какую представляли собой фишки в IV-ом тыс. до н.э., возникновению письменности в огромной мере способствовало.

...Простые фишки в виде тригонометрических фигур без дополнительных деталей появляются в конце IX тыс. до н.э. в докерамическом неолите Б и имеют весьма четко очерченный ареал распространения. Он включает юго-западную Анатолию (Чаюню, Гритиль, Кан-Хасан - но не Чатал-Хеюк), Левант (Айн-Газал, Иерихон, Бейсамун, Бейда, Мегиддо) и северную Месопотамию - Загрос (Тепе-Асиаб, Немрик, Гандж-Дарех, Телль-Магзалия).

...В Тепе-Гавра конусы с отогнутым верхом (имеющие прототипы уже в Хассуне и точные параллели на Илгынлы-депе в южной Туркмении IV тыс. до н.э.) скорее всего являются схематическими фигурками адорантов, откинувших голову, чтобы взирать на божество (иконографическая схема, сохраняющаяся вплоть до стелы Хаммурапи). На самом деле не столь уж существенно, каково было назначение фишек ранее конца V-го тыс. до н.э. В культуре устойчива и уникальна именно форма, а функция легко меняется в силу разных причин. Неолитическая экономика вряд ли нуждалась в сложной коммуникационной системе. Важно то, что когда подобная потребность возникла, фишки - чем бы они ни были раньше - определили путь развития подобной системы.

...Заслугой Шмандт-Бессера является не только доказательство происхождения конкретных шумерских знаков от фишек (здесь, повторяем, еще много неясного), но и демонстрация того, как в конце V тыс. до н.э. (позднеубейдский слой урук 17, 4400 до н.э.) на основе простых фишек начинают развиваться сложные и как процесс создания этой коммуникационной системы совпадает с основанием первых святилищ и дальнейшим строительством все более помпезных монументальных зданий в квартале Эанна.

...Подавляющее большинство сложных фишек происходит из Урука, а кроме того, из Суз, Чога-Миш, Телло и Хабубы-Кабиры, причем типы фишек во всех этих случаях общие. Сложные фишки найдены еще на нескольких памятниках Месопотамии (Телль-Билла, Нузи, Ур, Ниппур, Телль-Брак), но в меньшем количестве и в основном иных типов, чем в Уруке.

...После появления письменности сложные фишки постепенно исчезают, простые же - сохраняются, что еще раз доказывает однофункциональность сложных фишек и письменности.

Сложение системы сложных фишек происходило в пределах гораздо меньшей территории, чем зона распростраения простых - видимо, только южной Месопотамии.

...Время момунентального строительства в Эанна совпадает не только с расцветом системы сложных фишек, но и с господством в глиптике легко узнаваемой фигуры бородатого мужчины в круглой шапочке, интерпретируемой как Эа (правитель-жрец). После урука-4а Эа навсегда исчезает из иконографии. Сами цилиндрические печати со сценами с участием Эа тоже появляются в уруке-6.

...По-видимому, в уруке-6-5 месопотамская культура оказала влияние на Нижний Египет, где появляются конусы для отделки стен и цилиндрические печати (Dalley 1992: 8). Это влияние могло стать катализатором для неожиданно быстрого и раннего (на фоне поздней неолитизации долины Нила) формирования египетского государства.

...Вся совокупность данных (монументальная архитектура, удаленные города-колонии, фигура Эа, вероятно, сосуды для приношений и, наконец, сложение развитой коммуникационной системы, какой являлись сложные фишки, очевидно, обслуживавшей храмовые хозяйства) свидетельствует о возникновении государственности не в уруке-4, а уже в уруке-6, т.е. в середине - третьей четверти IV-го тыс. до н.э. Под государственностью мы имеем в виду наличие специализированной системы централизованного управления, охватывающей как минимум десятки тысяч людей.

...Все эти данные известны уже довольно давно. Заслуга Шмандт-Бессера состоит в том, что она добавила к ним важнейшее недостававшее звено - доказала, что в уруке-6-5 существовала знаковая система, которая служила для нужд хозяйственного учета и была функционально аналогична древнейшей письменности периода урук-4. Если говорить о внемесопотамских параллелях этой системе, то они напрашиваются сами собой. Это перуанские кипу, археологически известные с цивилизации уари (7 в. н.э.) и затем усовершенствованные инками (15-16 вв.). При полном внешнем несходстве, кипу и фишки близки по смыслу. С их помощью можно было передавать числовую информацию, касающуюся определенных категорий предметов, учет которых был важен для поддержания социополитической организации государственного уровня. Соответственно именно такая коммуникационная система, а не письменность сама по себе и должна рассматриваться как неоходимое условие существования централизованных сообществ размером 50-100 тыс. чел. и выше."


-------
http://en.wikipedia.org/wiki/Denise_Schmandt-Besserat


https://webspace.utexas.edu/dsbay/index.html



http://en.finaly.org/index.php/The_earliest_precursor_of_writing



конверт с фишками




потом на табличках стали оставлять просто оттиски фишек



а вот и азбука
Tags: books6, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments