И еще. В этом романе, может быть, не столь заметно, хот и присутствует, а более ясно вспомнилось при прочтении Громова «Феодал». Стойкое убеждение, что общество состоит из обыкновенных людей, таких как вы и я – и после того, как этот предрассудок принят, идут заморочки – фантасты моделируют историю и социологию. Они в «научном смысле» правы – у науке ведь тоже работает этот предрассудок. Что ежели собрать некоторое количество обыкновенных людей и посмотреть, как они строят свое общежитие, можно понять, как работает история в целом. А «необыкновенных» нет – или необыкновенными считаются вот эти самые авторские герои, что смешно. А ведь необыкновенные – это как витамины. Их так мало, что кажется невозможным полагать, что они оказывают какое-то влияние на столь мощные и массовые процессы. Но без них все эти мощные процессы ведут только к накоплению трупья. И вот фантастика – как и наука – придумывает искусственные ситуации, силясь что-то понять – и не понимает, что элементы, из которых они строят свою модель, не соответствуют элементам, из которых строится общество и история.
Два квадрата и три розы – и тут же «Феодал»: вместе прочлось
И еще. В этом романе, может быть, не столь заметно, хот и присутствует, а более ясно вспомнилось при прочтении Громова «Феодал». Стойкое убеждение, что общество состоит из обыкновенных людей, таких как вы и я – и после того, как этот предрассудок принят, идут заморочки – фантасты моделируют историю и социологию. Они в «научном смысле» правы – у науке ведь тоже работает этот предрассудок. Что ежели собрать некоторое количество обыкновенных людей и посмотреть, как они строят свое общежитие, можно понять, как работает история в целом. А «необыкновенных» нет – или необыкновенными считаются вот эти самые авторские герои, что смешно. А ведь необыкновенные – это как витамины. Их так мало, что кажется невозможным полагать, что они оказывают какое-то влияние на столь мощные и массовые процессы. Но без них все эти мощные процессы ведут только к накоплению трупья. И вот фантастика – как и наука – придумывает искусственные ситуации, силясь что-то понять – и не понимает, что элементы, из которых они строят свою модель, не соответствуют элементам, из которых строится общество и история.
-
О самом известном в мире филологе
Шиппи. Дорога в Средьземелье. 2003 Книга филолога о самом известном филологе - Толкине. Не то чтобы я был фанатом и толкинутым - нет, и это для меня…
-
Об ужасающих недостатках филологов-классиков и неком зловещем танце
(c)
zh3l В недавнем клевере обнаружил очередную взрывную реакцию на текст
philtrius. Текст
philtrius, на мой…
-
Борода и глаз, и пятнадцать рук
Человек, конечно, очень трудно определимое существо. Чтобы вглядеться в то, как его обычно определяют, лучше вспомнить, что ни общество, ни тем более…
- Post a new comment
- 29 comments
- Post a new comment
- 29 comments
-
О самом известном в мире филологе
Шиппи. Дорога в Средьземелье. 2003 Книга филолога о самом известном филологе - Толкине. Не то чтобы я был фанатом и толкинутым - нет, и это для меня…
-
Об ужасающих недостатках филологов-классиков и неком зловещем танце
(c)
zh3l В недавнем клевере обнаружил очередную взрывную реакцию на текст
philtrius. Текст
philtrius, на мой…
-
Борода и глаз, и пятнадцать рук
Человек, конечно, очень трудно определимое существо. Чтобы вглядеться в то, как его обычно определяют, лучше вспомнить, что ни общество, ни тем более…