Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Два квадрата и три розы – и тут же «Феодал»: вместе прочлось

Прочел и несколько удивился. Плотный и добротный детектив Ю. Бурносова с модной сейчас мистикой, редактор и автор усиленно напоминают об Умберто Эко – средневековье, цитаты, антураж, детектив… Мне почему- то это не интересно. Какая, в общем, разница… Мне в глаза бросилось несколько иное. Персонажи все очень современны – совсем современные люди, которые странным образом иначе наряжены и среди иных реалий ходят. Церковь крайне энергично сжигает ведьм и еретиков – как дрова. Церковные иерархи сразу, с полуслова, признают, что в Бога не верят, и все как один – сторонники некоторого магического культа. Типа, просвещенный человек не может ведь всерьез иметь те же предрассудки, что простонародье. У него должны быть иные предрассудки. Бог и дьявол в романе – бутафория, а действующими оказываются совсем иные силы, более могучие. Очередные ночные позоры – дверь меж мирами, Судья над добром и злом, магические ритуалы и конец света. Для заинтересованного читателя романа – уж больно дубово, простота сюжетных ходов и характеров все время выталкивала меня из книги. И единственное, что показалось интересным – еще раз вспомнить, какой именно набор отмычек современная душа признает своим, желает, чтобы вставили отмычку в нужное место и правильно повернули. В самом деле, этакая, знаете ли, магия – ах, как интересно. Над богами и дьяволами можно только смеяться – это же сказки, церковь – конечно, сборище ублюдков и обманщиков, но вот истинные маги и некроманты – это да, это – пять!

И еще. В этом романе, может быть, не столь заметно, хот и присутствует, а более ясно вспомнилось при прочтении Громова «Феодал». Стойкое убеждение, что общество состоит из обыкновенных людей, таких как вы и я – и после того, как этот предрассудок принят, идут заморочки – фантасты моделируют историю и социологию. Они в «научном смысле» правы – у науке ведь тоже работает этот предрассудок. Что ежели собрать некоторое количество обыкновенных людей и посмотреть, как они строят свое общежитие, можно понять, как работает история в целом. А «необыкновенных» нет – или необыкновенными считаются вот эти самые авторские герои, что смешно. А ведь необыкновенные – это как витамины. Их так мало, что кажется невозможным полагать, что они оказывают какое-то влияние на столь мощные и массовые процессы. Но без них все эти мощные процессы ведут только к накоплению трупья. И вот фантастика – как и наука – придумывает искусственные ситуации, силясь что-то понять – и не понимает, что элементы, из которых они строят свою модель, не соответствуют элементам, из которых строится общество и история.
Tags: literature
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments