джатаки скучны - это основной упрек к ним. они построены по унылой нравоучительной схеме: сначала описывается случай в нескольких строках, потом Учитель говорит стандартную фразу "не только сейчас, он и раньше..." и далее следует история о прошлых жизнях - сказочная или басенная, не важно. если вы читали одну джатаку, вы читали их все.
разумеется, все оценки - "скучны", "унылы", "нравоучительны" - они с современных позиций. для нас скучны и уныло однообразны.
в этом смысле эстетика китайских и дзенских историй совсем иная - они ироничны и парадоксальны, в них часто главное не проговаривается, а показывается. ну вот как в этой китайской истории про равновесие. то есть китайские истории они минимум в два хода - сказанное, сделанное, вывод домысли. джатаки не оставляют поля для домысливания, вернее, в нашей культуре восприятия таких текстов нет этого поля (у индийцев, наверное, есть - не зря ж они так там популярны столько веков).
китайские и дзенские истории, их современная популярность, это производная от популярности иронической и абсурдистской литературы в XX веке. китайцы нам интересны потому, что мы любим Хармса. а англичане любят Кэрролла и Лира, поэтому любят и дзенские коаны. небольшое подтверждение сказанному - "Круг чтения" Льва Толстого. это книга афоризмов, составленная Толстым, в ней встречаются и цитаты из Дао-Дэ Цзин (в том написании "Тао Те Кинг"). Толстой принадлежал доабсурдистской культуре, так что и отбор, и форма этих отрывков - вполне себе нравоучительная мудрость; иногда из фразы Лао Цзы цитируется только половина, т.е. специально устраняется заложенная в ней многозначность. как видим, Толстого не привлекало в китайских историях то, что привлекает нас.
резюмирую. привлекательность китайских историй и скучность индийских это свойство не только тех культур, но скорее когерентность их нашей культуре. причем эта когерентность не глубинная, а поверхностная - вполне может быть, что индийские истории в иное время окажутся привлекательнее. судя по тому, что их следы находят в истоках европейской новеллы, так когда-то и было.
Так и вопрос - как это вдруг получилось, что китайская культура нам сродственна. Она - как тут говорят - эгалитарна, не скучна, парадоксальна. Считай - постмодернистская, с юмором, прямо как будто испекли ее в 80-е годы во Франции. Это же очень странный феномен. А тоже очень древняя и непонятная индийская культура - просто как с другой планеты.
Кстати, к вопросу встречи с внеземными цивилизациями - надеюсь, ясно, что основное впечатление, которое должны на нас оказать иномиряне - это впечатление нестерпимой, превосходящей любое воображение скуки.