Wired: «Веб мертв. Да здравствует Интернет» (ч. 1)
http://www.wired.com/magazine/2010/08/ff_webrip/all/1
The Web Is Dead. Long Live the Internet
By Chris Anderson and Michael Wolff
August 17, 2010
"Прошло два десятилетия с момента создания World Wide Web, и традиционные сервисы уступили простым, компактным приложениям, которые меньше ориентируются на поиск и все больше - на получение того, что вам нужно в данный момент. Крис Андерсон объясняет , как эта новая парадигма отражает неизбежный ход развития капитализма. А его соавтор Майкл Вольф раскрывает причины, по которым новое поколение средств массовой информации и мультимедиа отказывается от традиционных веб-технологий в пользу более перспективных (и более прибыльных) “наследников” старого доброго WWW.
...За последние несколько лет, одним из самых важных сдвигов в мире digital стал переход от общедоступных веб-платформ к требующим регистрации сервисам, которые используют Интернет для передачи контента, но при этом им не нужен веб-браузер для его отображения. Стимулом к таким изменениям стало развитие iPhone и аналогичных ему моделей мобильных устройств. Появилась реальность, в которой нет места поисковым страницам вроде Google. Мир, в котором закончилось “господство” HTML-страниц.
И это та реальность, которую все чаще выбирают потребители, - не потому, что они отвергают саму идею “Всемирной Паутины”, идею веб, а потому, что эти специализированные платформы часто просто лучше вписываются в их жизнь (то, что отображается на экране их ноутбука, ПК и других устройств, само приходит к ним, им нет необходимости искать, сидеть и ждать контента “с экрана”). Тот факт , что для компаний проще монетизировать такие платформы, только укрепляет тенденцию “ухода” от традиционных веб-технологий. Производители и потребители в один голос твердят: веб не является кульминацией цифровой революции.
..."Большие проекты “высасывают” трафик из мелких", утверждает Мильнер. "Теоретически у Вас может быть несколько преуспевающих людей, которые контролируют в этих проектах действия сотен миллионов пользователей (что мы и видим на примере создателей Facebook, Digg и Twitter - Прим. переводчика). Можно достаточно быстро преуспеть, и это способствует господству на рынке сильных личностей”.
Согласно отчету аналитической компании Compete, специализирующейся на аналитике веб-тенденций, ТОП-10 сайтов генерировали 31% просмотров в США в 2001 году, 40% просмотров - в 2006 и порядка 75% веб-серфинга - в 2010.
Суждения Мильнера звучат скорее как рассуждения традиционного СМИ-магната чем веб-предпринимателя. Но в этом-то и дело. Если мы движемся от открытого веб-пространства к миру проектов, то это происходит хотя бы в силу растущего доминирования на рынке бизнесменов, мыслящих категориями “все или ничего”. Категориями традиционных медиа, а не идеями коллективистской утопии традиционных веб-технологий. Эта тенденция является не только признаком естественного “созревания” отрасли веб-бизнеса. Во многом такая тенденция стала результатом конкуренции - конкуренции, отбрасывающей этику веб-коммуникаций, технологий и традиционных бизнес-моделей. Система управления, которой современный Веб обзавелся из мира традиционных медиа - с вертикальной интеграцией и коммуникациями “сверху вниз” - может, с небольшой переосмысления природы и использования Интернета, получить “второе дыхание”.
Эти - во многом одновременно “средневековые” и сугубо корпоративные - методы борьбы за рынок стали причиной для своего рода инвестиционного и информационного “шока” для многих проектов, порожденных эпохой и рынком с незначительными барьерами входа-выхода. Правда, на сегодняшний день самая главная “битва” в этом противостоянии уже не только состоялась, но и - кажется - выиграна: ведущие газетные издания, музыкальные лейблы (от AOL до Prodigy) и все, кто строит бизнес согласно обновленной модели уже вытесняют гибкость и свободу из использования Веб.
Идеи, в свое время ставшие прорывом (вроде возможностей проекта PointCast для корпоративных сетей и коммуникаций), после своего крушения под натиском новых технологий, снова вернулись на круги своя в новом качестве (ведь Веб 2.0 - это просто “Веб 1.0, который работает”).
Все больше вашего основного трафика при ежедневном использовании Интернета приходится на peer-to-peer соединения, на электронную почту, корпоративные VPN, API, звонки при помощи Skype и множество онлайн-игр вроде WoW, сервисы наподобие Xbox Live, iTunes, iChat, IP-телефонию и множество подобные сервисов. Многие из современных приложений в Сети основаны на закрытой архитектуре, проприетарном ПО или на работе сетей.
И этот процесс только усиливается. В следующие 5 лет, согласно прогнозу от Morgan Stanley, число пользователей, подключающихся к Сети с мобильных устройств, превысит число тех, кто получает доступ к Интернету при помощи компьютера.
Поскольку экраны таких устройств меньше, мобильный трафик такого рода будет генерироваться на основе специализированного ПО, преимущественно - однозадачных приложений для конкретных сервисов. Ради оптимизации доступа для мобильных устройств, пользователи отказываются от универсального браузера. Они используют Сеть, но не Веб. Быстрые приложения побеждают гибкие платформы.
И этот процесс неизбежен. Это - цикл капитализма. Все это было. История промышленной революции, в конце концов, - это история сражений за контроль над рынком. Человек изобретает технологию, она распространяется, расцветают тысячи способов ее применения, а потом кто-то находит способ стать владельцем этой технологии, блокируя других от права свободно использовать ее. Так происходит каждый раз.
В возникновении монополий - или хотя бы олигополий - не было ничего неестественного. Это естественный путь индустриализации: изобретение, продвижение, адаптация, контроль.
Теперь пришла очередь Интернета столкнуться с натиском желания прибыли и действиями, которые способны эту прибыль принести. Открытость - это замечательная вещь в натуральном хозяйствовании, когда немонетизированная экономика основывается на экспертной модели производства товаров и услуг. Но в конце концов нашей терпимости к бесконечному хаосу в бесконечной конкуренции приходит конец. Как бы мы ни любили свободу и возможность неограниченного выбора, мы также любим вещи, которые просто работают - надежно и без проблем. И если нам придется заплатить за то, что мы любим, - мы согласны это сделать. Когда вы в последний раз смотрели на свой счет за услуги мобильной связи или кабельного ТВ?
Джонатан Л. Циттрейн в своем The Future of the Internet — And How to Stop It, говорит: “Ошибочно полагать, что веб-браузер является основой для компьютерной эволюции”. Сегодня Интернет - это бесконечное пространство “закрытых садов”, приносящих свои “плоды”. В этом смысле Интернет является исключением , а не правилом.
Кого винить в таком положении дел: нас, пользователей, или их, правообладателей и бизнесменов? Правда состоит в том, что в Интернете всегда было две стороны одной реальности. С одной стороны, Интернет привел к распаду многих видов действующего бизнеса и традиционных властвующих структур. С другой стороны, Интернет стал ареной постоянной борьбы за власть, со многими компаниями, которые вели торг вокруг возможности контролировать весь рынок или значительные его части в этом мире, работающем на “топливе” из данных в TCP / IP. Netscape пытался завладеть правами на понятие домашней страницы; Amazon.com пытался доминировать в розничной торговле; Yahoo пытался стать лидером в Интернет-навигации.
На Google весь этот процесс закончился. Эту компанию можно считать представителем открытых систем и уровневой архитектуры, но по замечательной иронии судьбы именно эта компания со всем своим стратегическим великолепием сумела почти целиком контролировать открытую среду. Трудно представить себе другую отрасль, так тщательно подчиненную одному игроку на рынке. В модели деятельности Google есть один дистрибьютор фильмов, параллельно являющийся собственником проката их в кинотеатрах. Google, управляя трафиком и продажами рекламы, создала условия, в которых невозможно кому-либо еще, делающему деньги на традиционных веб-технологиях, превзойти Google или сравниться с ним. Эта империя была сродни Римской."
http://ain.ua/2010/08/30/31001
Почему же процесс “колонизации “Веба растянулся на такой долгий срок, а монополии не появились лет десять назад? Потому что тогда вся индустрия только проходила путь становления, все время искала инновации вместе с постоянно растущей группой пользователей, также жаждущих чего-то нового. Доминирование за счет самой Сети было краткосрочным, пользователи экспериментировали то с одним сервисом, то с другим. Пользователи находили новый привлекательный ресурс и переходили на него. Обнесенные стеной проекты от AOL не могли конкурировать с тем, что творилось вне этих “стен”, и потому претерпели крах.
В том, что происходит, следует винить саму природу человека. Как бы мы ни ценили интеллектуальную открытость, в конечном итоге мы выступаем за простой путь удовлетворения наших запросов и потребностей. Мы готовы платить за удобство и надежность, поэтому iTunes могут продавать нам песни по 99 центов, несмотря на то, что где-то есть сервис или платформа, позволяющая получить их бесплатно вне iTunes. Когда вы молоды, у вас есть больше времени, чем средств, и пользоваться сервисом вроде LimeWire - оправданный шаг. С возрастом денег становится больше, чем времени. И плата за iTunes является небольшой платой за простоту получения именно того, что вам нужно. Чем больше Facebook становится частью вашей жизни, тем больше “закрываются” для вас альтернативы этой соцсети. Искусственный дефицит становится естественным способом получения выгоды .
Бизнес и реклама также приложили к этому свою “руку”. Поскольку всю информацию так или иначе можно отследить онлайн, рекламодатели могли больше не платить за рекламу, которая никогда не дойдет до читателя / клиента. Платить надо было только за то, что вы хотите получить.
...Но в случае с Веб все происходит иначе. Рынок говорит: если речь заходит о работе приложений на основе Сети, то люди начинают выбирать качество услуг. Нам нужен TweetDeck для работы с лентой микроблогов в Твиттере, потому что это удобнее, чем работа с веб-страницей этого сервиса. Мобильное приложение для Google Maps на наших телефонах работает оптимальнее, чем сайт Google Maps на нашем лэптопе. И мы скорее предпочтем читать книги при помощи Kindle и iPhone, чем таращиться в экран монитора и листать книги в браузере.
...И конечно же, дело и в аудитории. В какой-то момент - пусть этот момент даже трудно обозначить и признать - аудитория веб-ресурсов становится заложником мошенничества. Около 60% людей находят веб-сайты через поисковые движки, из них большинство продвигаются при помощи SEO - поисковой оптимизации, акронима экономики нашего времени, имеющего отношения к играм с поисковыми алгоритмами Google, чтобы достичь высоких результатов в переходах на страницы по горячим поисковым терминам. Иными словами, многие из этих людей нажимают на ссылку неосознанно, случайно, не знаю почему или на какой сайт они в конечном итоге попадут. Они представляют собой полную противоположность лояльной аудитории, той, которую вы хотите получить, чтобы ваш посыл дошел по назначению.
...И даже перед лицом этого движения по наклонной спирали, оставались надежды. Но потом пришла рецессия, и кнопка, запускающая механизм паники, сработала. Наконец-то, после годов в экспериментах, компании - поставщики контента пришли к неприятному выводу: Веб не сработал. Он никогда не позволит им сколотить достаточно “баксов”. И они начили поиски новой модели, которая бы установила равновесие между Интернетом и Веб без того, чтобы уничтожить положительные эффекты существования Веб. И они нашли Стива Джобса, который - по слухам - работал в тот момент над новым планшетным устройством
...Но по-настоящему заслуживает внимания не то мрачное будущее, которое Интернету предрекает Циттрейн. Речь идет о будущем коммерческого контента в цифровой экономике. В Веб процветает электронная торговля, и ни одна компания не закроет свой сайт как информационный ресурс. И что более важно, важной особенностью современного Веб является тот факт, что большая его часть является некоммерческой. Открытые технологии и peer-доступ, Веб с генеративной природой, где каждый волен создавать то, что пожелает, продолжает править бал, подстегиваемый некоммерческими стремлениями к выражению, вниманию, репутации и аналогичными явлениями. Но сущность Веб как единственной рыночной площадки для цифровой экономики сегодня находится под вопросом.
Важность Интернета сопоставим с открытием электричества, это революция; и то, что мы будем с этим делать, все еще предстоит решить. С тех пор, как Интернет переехал к вам в карман, сущность самой Сети изменилась. Умопомрачительный хаос открытого Веба в период его становления при поддержке промышленных гигантов прокладывает себе путь в новый мир. Сейчас большие компании делают то, что умеют делать лучше всего: устанавливают пропускные пункты. И похоже на то, что итоговый результат их работы нам придется по нраву.
...Нет ничего удивительного в том, что видение будущего медиа, порожденное iPad’ом Джобса, чем-то похоже на то, что уже было в прошлом. Джобс - это магнат, выросший на системе студий. Пока Google контролирует трафик и продажи, Apple контролирует сам контент как таковой. При этом сохраняется право разработчиков сторонних приложений. Apple лишь следит за тем, как это все работает и выглядит. И - более того - контролирует сами системы поставки контента (iTunes) и устройства для его получения (iPod, iPhone, iPad). С самого начала коммерческого Веба, технология затмевала контент. Новая бизнес-модель пытается позволить самому контенту, продукту, превзойти технологии. Джобс и Цукерберг пытаются делать это в духе магнатов старых добырх медиа, доводя до совершенства все аспекты своего продукта, позволяя получить опыт использования отполированного и досконально разработанного продукта. Восхождение таких замечательных сервисов, как Spotify и Netflix, с их потоковым вещанием музыки и фильмов, проигрывателей Blu-ray, игровых консолей Xbox 360 - все это также уводит индустрию все дальше от Веб. Мы возвращщаемся в мир, который уже существует - тот, в котором мы стремились к преобразующему эффекту от музыки и фильмов вместо относительно краткосрочного флирта с тем, как может меняться сам Веб. И после длительного путешествия мы, возможно, возвращаемся домой.
-----------
http://ain.ua/2010/08/27/31083
"Прогноз эволюции Интернета до 2025 года от Cisco
Авторы прогноза отметили пять важнейших тенденций, которые уже сегодня создают основу для разработки сценариев развития Интернета:
* в отличие от того, что мы видим сегодня, дальнейший рост Интернета будет происходить, в основном, за пределами богатых, "развитых" стран;
* глобальное управление Интернетом останется практически без изменений;
* "цифровые дикари" будут использовать Интернет совсем не так, как пользователи предыдущих поколений;
* клавиатура QWERTY перестанет быть главным интерфейсом для доступа в Интернет;
* пользователи получат гораздо больше вариантов оплаты интернет-соединений, чем сегодня; плоские тарифы станут редкостью
Также авторы обнаружили три оси неопределенности:
* насколько широким (или, наоборот, ограниченным) будет строительство широкополосных сетей в результате совместных усилий государственного и частного секторов?
* Произойдут ли качественные прорывы в технической области, или технология будет развиваться эволюционно?
* Будет ли пользовательский спрос на ресурсоемкие приложения развиваться столь же бурными темпами, или эти темпы снизятся?
Исходя из вышеуказанных положений специалисты вывели четыре сценария эволюции:
ИЗМЕНЧИВЫЕ ГРАНИЦЫ (FLUID FRONTIERS). Интернет распространяется по всей планете и становится повсеместно доступным. Развитие технологии делает сетевые соединения и устройства все более дешевыми (несмотря на ограниченные инвестиции в расширение сетей), а глобальное предпринимательство и ожесточенная конкуренция обеспечивают быстрое удовлетворение спроса и требований заказчиков во всем мире, независимо от технологической основы и местоположения.
НЕУВЕРЕННЫЙ РОСТ (INSECURE GROWTH). Индивидуальные пользователи и корпоративные заказчики не могут уверенно полагаться на Интернет. Постоянные кибератаки приносят хакерам крупные дивиденды, причем хакерская активность опережает превентивные меры государственных органов и международных организаций. Надежные альтернативные решения появляются, но их цена чересчур высока.
НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ (SHORT OF THE PROMISE). Эпоха ограниченных бюджетов. Во многих странах экономическая стагнация замедляет развитие Интернета. Технологических прорывов не наблюдается. В борьбе с экономическими трудностями правительства прибегают к протекционистским мерам, которые лишь усугубляют ситуацию как в общеэкономическом плане, так и в области распространения сетевых технологий.
ТРЕЩИТ ПО ВСЕМ ШВАМ (BURSTING AT THE SEAMS). Интернет становится жертвой собственного успеха. Спрос на IP-услуги остается безграничным, но нехватка сетевой емкости и периодическое появление "узких мест" создают разрыв между ожиданиями и реальностью использования Интернета. Принять международные технологические стандарты не удается из-за того, что мир начинает сопротивляться многолетнему технологическому господству США."
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →