Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Разная реальность

Я спросил про мотивацию к обучению, которая существует там, где существует. Скажем, в США. Какая она вообще бывает и по каким причинам люди старательно учатся. Логика была простая - если хотят учиться, то научить очень можно, мешок методик. Если не хотят - хоть повесься. Так почему же вот тут не хотят, а там - хотят?
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1496957.html
saiferfan
Про мотивацию не скажу, а про процесс обучения поделюсь. Читал про американское образование. Потом думал. Потом опять читал.

Пока остановился на мысли что существенная разница, в том кто девушку ужинает. Там школа вообще и учитель в частности от родителей куда больше зависит.
У нас можно вспомнить массу примеров, когда учитель, отыгрывается на бесправных детях, например: оставленным на урок вместо перемены «Свои права вы качать любите, а вот учится…» или «Да за те деньги, которые мне платят, скажите спасибо, что я вообще…» и пусть только попробует ребенок сказать: «не нравятся, сколько платят, поищите другую работу» и т.д. к(стати в Москве в последнее время хорошо платят - выше средней по городу, но об этом наши скромные учителя, как правило, предпочитают не вспоминать, тоже, кстати, традиция кто на жизнь не жалуется тот не интеллигентный человек.) Опять же по Москве родительские комитеты стали серьезную силу представлять, активный комитет может педагогу веселую жизнь устроить, если захочет, т.е. постепенно дрейфуем в сторону штатов.
В штатах как я понял в среднем по палате ситуация обратная - учителю важно нравится родителям, что в свою очередь приводит к тому что учитель вынужден завышать ученикам оценки, а дирекция школы периодически ест мозг учителю на тему «не смей принуждать детей учится надо с ними любовью и лаской, лаской и любовью». Так в школе оказываются учителя, которые могут вообще не знать предмет, но устраивают учеников т.к. на их уроке присутствовать интересно, можно за жизнь поговорить и вообще. Как следствие учится никого не заставляют, кто хочет учиться, кто не хочет ну пусть займется, чем нравиться, лишь бы его родитель был доволен, отсюда и массовая неграмотность и т.п. вещи.
Довольно сумбурно вышло, но это первые мысли не очень структурированные пока.

starshoj
Моя непредставительная выборка знакомства с американскими первокурсниками:

А. Папа и мам получили диплом, значит и мне положено.
Б. Так интересно же!
В. Бескорыстно люблю $$

В А., обычно, довольно большая примесь Б.

За исключением детей, выросших внутри стартапной культуры, В., в основном медицинский и юридический факультеты + MBA

nurpu
Все американцы, которых я видел за компьютером, умели печатать в слепую. Видимо, учат в школе. Европейцы - далеко не все, только те, кому нужно профессионально. Видимо, учат в университете.

zimopisec
Тут еще прошитая в подкорку ( протестантская этика, мать ее женщина!) установка на успех.
Критерием которого в школе становится средний балл. При стобалльной системе это естественнее.

leo_l_leo
Захотелось и эту простую мысль как-то закрепить: дело и в психологическом климате, в отношении к ребенку.
В американской школе действуют довольно продвинутые методики воспитания, обсуждать не берусь, но вкратце - учитель никак не может быть невротиком, а ученик никак не может быть унижен. Соответственно, у здорового человека, ученика, сохраняется и естественная мотивация.
На первый взгляд пустяк, но если в школе подростки в статистическом количестве вдруг нюхают клей, какая-то на то должна быть причина. Как и на то, чтобы не вылезать из библиотеки. А библиотеки в Америке, как известно, хорошие в каждой деревне. Если чего-то нет, пришлют в течении 10 дней заказанною книжку из любой другой библиотеки страны. И к дому идет кабель с интернетом.
Впрочем, библиотеки и в Москве хорошие, но вот с неврозами все не так, как могло бы быть. И что принципиально, никого это особенно не колышит. А какая мотивация у невротика...

...Невроз линейкой не измерить. В Америке к психотерапии прибегает едва ли не каждый, в СССР кривая неуклонно шла вниз. И так там и остается. Вроде как обращаться к психотерапевту даже позорно. Да и нет их в доступе. Учиться надо лет 18, а где.

Существуют косвенные признаки, что считать "невротичной" средой. Но, как и во многом, что касается головы, оценки во многом субъективны.
Между собой, слышал, врачи привыкли считать, что у нас невротиков процентов 70%. Почему, ох долгая это история. В США - принципиально меньше. Оттого-то они, возможно, с меньшей агрессивностью и т.д. кажутся столь малахольными.

Об этом заговорили в начале 90х, когда в России, наконец, стала появляться психотерапия. Что такое невроз, не отвлеченно, а вот в отдельно взятом населенном пункте. Да, пытались сравнивать, сколько в Канаде, сколько в Европе. Что считать, как считать. Конференции, статьи... Потом , как-то стало понятно, что не сосчитать.
Но, кстати, цифры есть. Если порыться.

...Цифры по разным странам можно найти в открытом доступе. В СССР они были в закрытом, но правильнее сказать, никто особенно неврозами не занимался. Психозами - психиатры, а вот неврозы... Нечто очень неуловимое. В США, как помню, мало того, что нужно долго учиться, работать психотерапевтом можно будучи не моложе 46 лет. То есть, по-своему, очень дорогое дело. А работа, критерии результата очень неуловимы. Но вот в целом формируют ту самую среду, а которой здесь пытаемся говорить.

Но возвращаясь к цифрам, действительно были попытки просчитать. Молодые врачи у нас в 90е стали интересоваться психотерапией и, чтобы как-то оправдать свой интерес, бомбардировали вышестоящие инстанции теми самыми цифрами. Но опять же, как помнится, оказалось не до неврозов.

В США послевоенный стресс совпал с общим интересом к психотерапии, чего не случилось у нас по идеологическим причинам , и туда во время войны и после войны переехали многие специалисты из Европы. Такие показатели, как самоубийства и алкоголизм, бытовое, семейное насилие на фоне кризисов тоже зашкаливали, но вот - нашлось противоядие.

ivanov_petrov
Интересно.
Пока два направления интереса. Конечно, эти цифры по разным странам.
И - не артефакт ли это. У каждого знания и практики есть тень. Раз есть психотерапевты с аналитиками - значит, должен быть след их работы. не может ли быть так, что именно отсутствие их в россии (малое количество) и непаханый фронт работ влечет за собой высокие цифры неврозов.

leo_l_leo
"Раз есть психотерапевты с аналитиками - значит, должен быть след их работы. не может ли быть так, что именно отсутствие их в России (малое количество) и непаханый фронт работ влечет за собой высокие цифры неврозов".

Опять же мотивация.:)
Тут все выходит мудрено. Клиент идет к терапевту, потому что считает, что хорошо бы. Это первый шаг. Общество должно для этого созреть.
Затем терапевт ему говорит: так все устроено, что сделать что-то с собой можете только вы сами. Не я. Вы надумали себя изменить, я могу вам в этом попытаться помочь. Но... Чтобы стать таким, как вы сейчас, вы потребовались время, годы, время уйдет на то, чтобы измениться, если вы захотите измениться. Или не захотите...

То есть, далее движет опять же мотивация.

И вот я вспомнил, что еще хотел написать применительно к этой теме, о школах. Ключевым словом может быть "ответственность". Оно имеет, впрочем, разный смысл. От необходимости чтить уголовный кодекс и слушаться старших до умения самостоятельно принимать решения.
Американского школьника учат "брать ответственность за себя" как-то так это называется. :)

rarelena
Извините, что вмешиваюсь, но разница на занятиях очень чувствуется. У нас гораздо более напряженные, очень обидчивые, крайне нервные студенты с постоянные перепадами в настроении. Они все время словно защищаются. Опять-таки не все, но очень многие.

Я не знаю, есть ли зависимость между количеством психотерапевтов и здоровьем общества, но между здоровьем общества (а оно у нас не очень здорово) и здоровьем психическим его граждан - оно точно есть.

ivanov_petrov
Вот какая штука. Если это так, то -
очень многие, туристами и пр. ездившие за грань россии, говорят - сразу за границей иная атмосфера, другие люди. Не сказать точно, в чем разница - как-то чище, спокойнее, доброжелательне, меньше нависшей угрозы.

Я это слышал от очень многих людей. И даже стал спрашивать приехавших - так ли это? Заметили? Потому что одно дело, когда некий приехавший так говорит о своих ощущениях, и другое дело - спросить того, кто сам не говорит.

Оказалось, что очень многие ничего подобного не заметили. Те же люди, те же рожи, та же обстановка, все как у нас.

Трактовать можно как угодно. Но ясно, что видно совсем не всем. Боюсь, напряженность студентов тоже не все увидят.

hotjuice
Я как раз согласен, и среда более невротична и люди невротики.
Считаю что главным образом это обусловлено количеством запретов, в России (тем более в СССР) ничего (или почти) нельзя: поступить в вуз нельзя, выбрать нормальную профессию нельзя, купить квартиру нельзя, заработать много денег нельзя, в СССР даже за рубеж нельзя было. Нельзя не в абсолютном смысле, а втом что количество препятствий иногда превышает предельно допустимые пределы. Психика реагирует неврозом.

rarelena
Вопрос выбора. они во многом сами выбирают свои занятия. У нас все в добровольно-принудительном порядке.

Вопрос сопряженности с реальной жизнью. Там это норма, у нас образование - страшно далеко от народы и реальной жизни.

Там процесс действительно ориентирован на студента в большей степени, чем у нас. И учебники, и сам процесс преподавания гораздо интереснее.

...Знания даются реальные - студенты знают, что по завершении курса они эти знания будут применять. У нас это не так. У нас (не везде, конечно, но в большинстве своем) студент обучается на абстракции. Поэтому работу ему найти сложно. С третьего курса стараются найти работу, чтобы учиться на практике - иначе потом вообще не найти работу.

Учебники у нас очень старые. Там - новые. Там действительно масса новых методик. И там принцип - учиться должно быть интересно. А у нас к студенту зачастую очень неприятное отношение (согласна с предыдущим комментатором, вполне возможно, это из-за общей невротизации населения) - я начальник, ты дурак. К сожалению, полная профанация предмета - сдача за взятки. И это распространённое явление.

Есть общая негативная тенденция к знаниям и преподаванию.

Здесь больше ложится нагрузка на преподавателя. Там - я должна быть очень осторожна, чтобы не заставить студента.

Вкратце, наверное, у них просто выше культура личности и уважение к себе как к личности, а отсюда уважение к тому, на что я трачу время. То есть личность несет за себя ответственность. Вот и все. А у нас нет.
Tags: education2, psychology4
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments