говорит о "методе быстрых открытий", который обрела европейская наука в 17 веке и тут-то и произошла. У Коллинза специальное рассуждение - что дело не в каких-то методических особенностях, рациональности или экспериментах, а именно в быстроте - многовековые споры, не приводящие к согласию, сменяются быстрыми открытиями, которые вызывают консенсус. Достаточно создать сеть общения и добиться механизма образования консенсуса равных, как появляется наука.
Этим сообщество ученых отличается от философов. Важно не то, что эксперименты, а что все (почти) члены сообщества имеют общее представление о правилах и критериях решения, и как найдено решение - тут же задача уходит, считается решенной, больше ею не занимаются как новой, нет перерешения. Решена - и точка. Конечно, это не на пустом месте, нужны особые техники, чтобы такое было возможно, но Коллинз обращает особенное внимание именно на этот аспект результата, мол, именно в этом отличие науки от философии и та самая черточка, которая и потащила за собой длинную цепь следствий, за которую вытянулась наука нового времени.
И - кажется - интересно это сопоставить с иным текстом, классическим, тоже о быстрых открытиях и следствиях из этой быстроты:
"...Быстрое распространение знаний, выравнивание мнений всех членов общества и прежде всего закрепление традицией определенных социальных и этических установок создали новый вид сообщества индивидов, никогда ранее не бывший вид живой системы, определяющим системным свойством которой является новый вид жизни, именуемый духовной жизнью.
Индивидуальное, конкретное осуществление такой сверхличной системы мы называем культурой. Попытки провести различие между культурной и духовной жизнью бессмысленны. Данное определение культуры должно содействовать отчетливому осмыслению этого понятия. Новая система разделяет с другими, низшими формами жизни все уже известные нам определяющие свойства; цикл положительной обратной связи, доставляющей информацию и энергию, функционирует в принципе таким же образом, хотя некоторые из физиологических и физических процессов, осуществляющих то и другое, совершенно новы.
Как было уже. сказано в предыдущем разделе этой главы, передача приобретенного знания в системе человеческой культуры опирается на иные механизмы, чем аналогичные процессы в системе какого-либо вида животных или растений. Функции приобретения энергии, основанные на такой информации, отчасти также новы и своеобразны: человек — единственное живое существо, способное использовать в энергетическом хозяйстве своего вида не только силы, которые происходят от энергии солнечного излучения и вводятся в круг жизни путем фотосинтеза растений (т. е. образования углеводородов с помощью солнечного света и зеленого вещества листьев).
Сверх того из наследования приобретенных признаков возникает гакже новый когнитивный аппарат, функции которого строго аналогичны функциям генома в том смысле, что процессы приобретения и хранения информации осуществляются в каждом из случаев двумя различными механизмами, находящимися во взаимном отношении антагонизма и равновесия."
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала
То есть Лоренц полагал, что подобное быстрое распространение и накопление знаний и выравнивание мнений было тем механизмом, которое создало в человечестве то, что называют духовной жизнью и что в единичном человеке называется культурой.
А еще большее ускорение, новый виток такого ускорения распространения мнений - привело к созданию науки.
Сейчас напрашивается следующий член последовательности:
антропоиды + ускорение распространения знаний и выравнивание мнений = человек с духовной жизнью, с культурой.
люди + ускорение распространения знаний и выравнивание мнений = наука
люди эпохи интернет и технического прогресса + ускорение распространения знаний и выравнивание мнений = ?
Должно быть так, кажется, по этой логике - в глобальном сообществе людей, сообщающихся по сети и в мире сетевого распространения знаний и выравнивания мнений - должно появиться новое качество, по значимости равное то ли отделению человека от животных, то ли возникновению науки.
Или можно в эту логику не верить. Тогда интересно понять, в чем ошибался - причем очень сильно - Конрад Лоренц и потом - Р. Коллинз, тоже человек не так чтобы совсем неизвестный.