Любая уникальная черта России не может не вызвать интерес – и попалась мне в связи с этим интересная цитата. Автор – знаменитый английский журналист Мэлколм Мэггеридж. Пишет он о Великобритании 70-х, 60-х и вообще о Великобритании:
«…в основе этих передовиц лежало убеждение, что наши враги всегда правы, а друзья – нет. Если, например, где-то убивали британского солдата, это было следствием прискорбным следствием жестокой и неверной политики, которую бедняга должен был проводить в жизнь; если же, с другой стороны, британский солдат кого-то убивал, жертва автоматически объявлялась блаженным мучеником, достойным оплакивания, а возможно, и проведения демонстрации со стороны всех достойных либералов. Точно так же, любые индийцы, достаточно неосмотрительные, чтобы быть нашими друзьями, становились благодаря этому презренными и никчемными фигурами в наших глазах… Другие индусы, как Неру, специализировавшиеся на ненависти и презрении к нам, удостаивались величайшего внимания. …
… Этим путем нашим национальным интересам был нанесен гораздо больший урон, чем могли надеяться причинить какие-либо подрывные организации вроде Коминтерна. Нас вовлекли в войну, на победу в которой у нас было очень мало шансов… И точно так же сегодняшняя разновидность либерального сознания делает всемирного злодея из Америки. Зловещие американские угрозы и интриги видятся за каждым финансовым и экономическим кризисом в любой точке мира…
…А когда происходил окончательный распад Британской империи, тяга к смерти, выражаясь через либеральное сознание, определила то, что взамен подлинной империи мы получили призрачную в форме так называемого Британского содружества – самого эфемерного из подобных образований… И мы были вынуждены финансировать, а порой и защищать демагогов-диктаторов самого неприглядного свойства, пришедших к власти с помощью столь дорогого сердцам либералов принципа всеобщего и равного избирательного права…
…Каким образом эта симпатия к врагам и отвращение к друзьям могли возникнуть..? Как возникло у них убеждение, что все, вызывающее похвалу наших доброжелателей, достойно презрения, а все, служащее интересам наших недругов, - полезно нам?»
Изумительно похожая риторика… Прямо подставляй вместо «Британского содружества» - «СНГ», и всё на месте. Так что, верна эта позиция или нет, она не уникальна.
А сам Мэггеридж… Очень талантливый журналист, недаром его с Честертоном сравнивают. Претерпел характерную эволюцию взглядов – от сочувствия марксизму до христианских ценностей. Приятный человек, и читать его весьма забавно. Интересная у него особенность: только злоба и насмешка может сделать его перо красочным. Когда он принимается издеваться, обсмеивать – он ярок, прекрасен и многословен, и слова приходят вовремя и в большом количестве. Но иногда ему хочется сказать что-то всерьез – о Христе, о культуре… Удивительным образом он при этом немеет – слов у него вдруг не остается, говорит мало и очень бледно. Когда он думает, что борется с врагами христианства, он великолепен. Но когда он говорит о друзьях – нет ничего. Незадача…