Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Лишнее государство у лишнего народа

У меня есть давняя идея. Что из сферы образования государство должно уйти. Совсем. Не надо министерства и не надо программ. Люди платят за учебу (государство - хорошо бы - несколько участвовало), нанимают преподавателей (учителей, профессоров). И т.п. Тут можно долго рассказывать - у всех масса возражений (как потом узнать, что знает выпускник? как работодателю оринтироваться? как родителю понять, куда отдать ребенка?..) там много чего. но я сразу - мимо всего этого, потому что и поумней меня люди на всё это отвечали, и им снова задавали, и они и на это тоже опять отвечали, а я уже устал, сколько же можно.

Я о другом. По этой мысли, школа, к примеру (и университет, но это опять другой разговор) - это сообщество учителей, этакая корпорация из учителей и родителей, которые вместе заняты воспитанием детей. Одни члены корпорации платят другим за выполнение разной работы, учителя учат-воспитывают по взаимной договоренности. Одновременно объясняя родителям, что надо преподасть, что составляет особенную прелесть. Да, так вот - учителя со свободной программой, когда они преподают предмет так, как они считают верным его преподавать, без оглядок на программу. Конечно, им надо согласовывать свои действия с другими учителями той же школы - и с родителями, хоть и в меньшей степени, а с другими - обязательно, чтобы разные курсы дополняли друг друга. Это ясно.

Это фантастика, как я понимаю, такого не было. Или было, но я не помню. Но точно было что-то похожее, как рябина на яблоко. То есть имеется в Москве возможность альтернативного образования. Не такая, как я сказал, а деталей я все равно не знаю, но есть. И, конечно, больше всего среди этих альтернативных. К примеру - православных гимназий. В которые сам я ни разу и не заходил.

Так вот, краем уха я слышал, что число их уменьшается год от года. Я было нафантазировал - чиновничий произвол, помещения отбирают, еще что. - Нет. Совсем другие причины. Конечно, как и все мы везде у нас, легко они не живут, но причины все же другие. Имеющие прямое отношение к тем идеям, ко которых я говорил выше. Что, мол, государство уходит нафиг из образования, и есть свободно управляемая сфера, где люди свободно объединяются и сами для себя решают, как им лучше выучить их собственных, а не каких-то подброшенных детей.

Так вот, первейшая причина распадения и похиления православных гимназий - многообразные по причине, мерзкие по характеру протекания и очень понятные склоки в коллективе. Так что один ушел, второй ушел, третья... А потом новых набрали, из них тоже часть ушли, часть прижились, и вот после пяти лет ругани стало ясно - не та гимназия.

Я был бы рад думать, что дело в особенностях православной культуры. Надо сказать, что совсем, не все поголовно и поименно, но очень многие православные граждане производят очень тяжелое впечатление. Примерно как на бомжа одеть фрак и залить его ведром духов - человек имеет убеждения весьма пошлого вида и по характеру ему недалеко до Малюты Скуратова, но при этом гонор такой, будто это лично он час назад отправил сына на распятие лично за меня, чудака. Так что, из глубинного чувства удивления перед иногда встречаемым православным народом, я бы с радостью думал, что дело - в них, в склочных и самоуверенных православных тетках.

Но, боюсь, это не так. Причина шире. Боюсь, практически любой коллектив у нас, ежели его поставить на самоуправление, на такую вот работу - он начнет склочничать, а дела будет всё меньше. Каждая дама лучше всех знает, как воспитывать детей, и готова объяснить это любым другими дамам в ассортименте. Мужчине лучше в это дело просто не вступать - вынесет вместе с косяком двери, до которой он не успел добежать.

Так что, думаю я, причина - не в особенной тягостности бытового православия, а в сугубом неумении людей общаться друг с другом на равных. У нас есть выучка общаться с младшими и старшими. Я не только о семье или армии. Глядите, сравнительно без проблем социализация - как с паханом, продавщицей, бандитом, начальником - нет проблем. Я не говорю, что без конфликта, нет проблем познавательного характера - всем понятно, как надо. Мы умеем понимать, как вести себя со старшим (не значит: так всегда и ведем и уступаем место любой бабушке, я говорю - мы знаем). Нет проблем в отношении с младшим. Мужчина умеет ворковать и показывать, женщина склонять голову на бочок и заботиться - все умеют, это прямо в инстинктах.

Нет умения обходиться с равными. Сколько раз замечал. И люди за собой замечают. Не в том дело, между мужчиной и женщиной в семье, или между коллегами в институте, или в какой компании - не умеют. Есть совсем другое - сбиться стайкой мелких рыбок в общую кумпанию, где обычно прорезается лидер - это умеют сразу. Если условия не критические, мало рефлексирующие люди говорят: ну вот же, у нас - как раз компания равных. Нет, у вас стадо обезличенных, это другое дело. А равные отношения... Для начала, чтобы проще и как букварь - строятся между двумя людьми. Это потом можно алгебру с интегралами и равенство в группах и коллективах. Вот между двумя - равенство. Не игра: сегодня я главный, а завтра ты - это не равенство, это неумение быть равным, не игра: мы играем, будто ты главный, но мы же знаем, кто на самом деле... Вообще без игры. Просто равные. - Это очень мало кто умеет. Этому в социуме не учат, этого социальная среда не передает на бессознательном уровне и мастеров этого почти нет.

Да, так вот. Надо - умение обходиться с другим как с равным. Надо - умение договариваться. Равные - это независимые люди, у которых имеется общая цель. К примеру, двое родителей, которые хотят учить ребенка. Родитель и учитель, которые хотят его учить. Два учителя этого ребенка. Прочие комбинации... Есть цель, есть согласие нескольких: хотим этого, есть независимые люди - это ситуация равенства. Хотите цели - надо договориться, как будем действовать все вместе. Чтобы в процессе действий цель не пострадала, а ребенок остался жив и вменяем.

Тренироваться лучше не на детях сначала. Поскольку этого умения нет в стране, в социальных кодах - ему не учат ни в армии, ни в университете, ни в семье, ни в дворовой компании - ему надо учиться отдельно, самостоятельно и изо всех сил.

А кто не умеет, совсем - лучше с теми дела не иметь. Если речь о воспитании детей или другом совместном деле. Они будут думать, что всем помогают, и разрушат всё, до чего дотянутся. Очень могут быть умные люди, ценные, опытные - не надо их. Ну и дураков самоуверенных тоже хватает - тех тем более не надо.

а вот кто бы предложил тренинг равенства и договоров, умения оставаться равными и достигать цели.
Tags: education2, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →