Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Нейрофизиологическое действие грамотности

http://lchc.ucsd.edu/People/MCole/mikesarticlerussian_318.pdf
Статья Коула
Там весьма интересные места, и о том, как трехлетние дети преадаптированы к счету, и об особенностях умственного счета на воображаемом абаке - операции по 10 цифр в секунду, очень развернутые вычисления.
И краткое описание португальского эксперимента - сравнивали мозг грамотных и неграмотных. К сожалению, у авторов исследования и автора этого описания полностью отсутствует понимание, на что надо смотреть и зачем сравнивать, так что это мало что дает - но всё равно занятно, я таких исследований видел немного.
Неграмотные (которые в школу не ходили) беднее восприятием фонологии. Мозолистое тело в части, где проходит связь теменных долей, - тоньше. И в конце фраза: затылочная доля обрабатывала информацию более медленно в случаях испытуемых, которые учились читать, уже став взрослыми, по сравнению с теми, кто учился читать в обычном возрасте.

Ребята смотрят только на скорость - то есть разговор так строится, что раз быстрее, значит лучше. Чем мозолистое тело толще, тем. При желании можно взглянуть иначе. Обучение грамоте с семи лет изменяет устройство мозга достаточно сильно, так что даже очень несовершенные способы позволяют это заметить. Если начинать учить раньше - изменения будут сильнее. А кто учится тем же навыкам позже - у тех изменения меньше.
Потом говорится, что эти изменения сплетаются с культурными практиками, очень разные результаты у тех, кто стал грамотным вне школы и в школе, кто стал грамотным позже и раньше.
Tags: biology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments