Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Фальшивые социальные объекты

Исследовательные артефакты
Вот была история.
Известный физик Алан Сокал опубликовал в постмодернистском журнале «Социальный текст» статью-пародию «Переход границ: к трансформативным герменевтикам квантовой гравитации».
Целью было - дискредитировать постмодернизм и тезис о социальных влияниях в науке. Потом Сокал опубликовал статью-саморазоблачение в более авторитетном журнале.
Об этой истории рассказывается в статье известного физика Стивена Вайнберга в Нью-Йоркском книжном обозрении.
Сокал использовал положения из публикаций Ж.Деррида, Ж.Лакана, Ж.-Ф.Лиотара и др., выстроив на них пародию.
Alan D.Sokal. Transgressing the Boundaries: Toward a Transformative Hermeneutics of Quantum Gravity. Social Text, No. 46/47, spring/summer 1996. P. 217–252.
Alan Sokal. A Physicist Experiments with Cultural Studies. Lingua Franca. № 6(4), May/June 1996. P. 62–64.
Steven Weinberg - New York Review of Books August 8, 1996

Таких случаев было много. Недавно, скажем, знаменитая история с Корчевателем, тут был не Сокал, а М.С.Гельфанд
http://www.scientific.ru/trv/2008/013/korchevatel.html
Полный текст статьи «Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности» опубликован на сайте «Журнала научных публикаций аспирантов и докторантов» (www.jurnal.org/articles/2008/art.php?art=radio14.htm

Тут целью была демонстрация - ваковский журнал пропускает машинно сгенерированную чушь без рецензии.

Есть еще примеры. Чтобы не множить розыгрыши ученых, возьмем партии. Фонд Общественное мнение решил понять, как люди относятся к партии. Партия была придумана, получила название и выдуманного лидера, вставлена в карточку опроса наряду с настоящими партиями - и получены данные. Можно было видеть, как люди реагируют на "контрольный объект" - по всем признакам это партия, можно выразить одобрение или нет, и мало кто вспоминает, что никогда о такой не слышал - это как бы нулевой уровень, на этом уровне всё что угодно может быть, люди придумывают, что знают эту партию, и одобряют ее деятельность, она занимает некую позицию в рейтинге - можно от этого вести отсчет.
http://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/ans_sociology/dd031732
"Прежде всего, выяснилось, что довольно значительная часть опрошенных 'осведомлена' о несуществующей партии: 11% респондентов заявили, что 'знают' (1%) или 'что-то слышали' (10%) о ней. Причем особенно часто демонстрировали такую 'информированность' респонденты с высшим образованием – соответственно, 2% и 17%."

Мне кажется, это очаровательно.
Я прошу поделиться другими подобными случаями. Тут упомянуты фантомные статьи в научных журналах и фантомная партия. Может быть, есть фантомные магазины? Фантомная милиция? Фантомное правительство? Важно, чтобы не было скучно. Ясно, что политические противники много чего называют фантомным, но вот чтобы как тут - люди общались с социальным институтом в полной уверенности, что он - есть, а его-то нет.
Надеюсь, что читатели предложат интересные примеры.

Мечтая, думаю как-то в стиле Лема. Это же виртуализация как она есть. В фантастике все описано давно. Фальшивы... фантомные любовные романы и отношения. Фантомные дети и домашние животные. Фантомная работа. Конечно. Человек уходит каждое утро на работу и годами врет жене и детям о работе, о пробках, о придирках шефа - а сам сидит с удочкой или на бульваре, а деньги получает иначе - нищенствуя? пособие? Фантомные профессора учат фантомных студентов в фантомных университетах. Реальны только деньги, которые платят за корочки. Даже скучно, как всё уже есть и описано. Возможна ли ситуация, что будет выгодно насыщать среду фальшивыми социальными объектами? В общем, бумажные деньги и инфляция - это такой очень крупный пример. А еще? Вспоминаются рекламируемые роботы и секс-куклы. Домашние животные, которые становятся членами семьи и во многих отношениях с ними обращаются как с людьми - завещания и пр. Но тут уклон в материальную предметность, мне же интереснее - социальная. Не резиновая кукла с правильно встроенными торчалами, жужжалами, стоналами, кричалами и помавалами, а некий такой социальный институт. Короче, когда на таких куклах начнут жениться, причем с полным осознанием, что это нормальный партнер в браке, с договором и все дела.

Или вот боты. Все уже наблатыкались и потому можно кратко. Люди ведут себя как боты, программы все умнее, потому приходят с короткими замечаниями (классный у тебя журнал! это ты шикарно заметил! я бы хотел более развернутые примеры) - и тут же в бан, не глядя. Может быть, среди этого есть и люди. То есть в полный рост: люди ведут себя как боты и с ними обращение как с ботами, и они вынуждены пытаться специально отличить себя от ботов, чтобы с ними обращались иначе - вступали в общение. И еще раз наоборот: вежливость к ботам, потому что среди них могут быть и люди.

Материальных фантом-объектов довольно много. Игрушки, сделанные под неполную функциональность прототипов. Предметы похоронного дела - одноразовые туфли и пр. Поддельные цветы и фрукты. Нет, этого полно, тут важно, чтобы они именно не свою функциональную роль муляжей играли, а выступали как полноправные участники в функциональных взаимодействиях. Грубо говоря, чтобы те пластмассовые фрукты ели и нахваливали, как с той партией. В общем, не когда появляется нечто внешне похожее, а когда люди с этим лишь внешне похожим ведут себя как с настоящим.
Tags: sociology2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 171 comments