Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Про домашнее образование

http://olgapisaryk.livejournal.com/94378.html по ссылке от loki_0
Это статья автора olgapisaryk в 11-м номере журнала "Домашний ребёнок".
(с сокращениями, по ссылке - полностью). Тут много цифр и статистики, а также говорится о многих популярных возражениях - про социализацию и пр. Я бы еще обратил внимание - сторонники школьных стандартов говорят - если не общая программа, все же будут разное учить и мы не сможем понять, кто что знает. Тут можно присмотреться к аргументу

Домашнее образование в США и Канаде: от экстрима к мэйнстриму
В 2007 году в газете Сан-Франциско Кроникл (1) вышла статья под заголовком «Они снова сделали это!». Статья была написана заместителем директора Гуверовского института Стенфордского университета Ричардом Соуза (Richard Sousa).
«Ну что же, они снова сделали это! В мае 13-летний Эван О'Дорни, выиграл национальные соревнования по правописанию (National Spelling Bee – одни из самых престижных соревнований в США, ежегодный финал проходит в Вашингтоне и транслируется по национальному телевидению - О.П.). Эван учится дома, и не он один. Из тех, кто попал в финал в Вашингтоне, 12.5% - хоумскулеры, в финальной семёрке таких было трое. В прошлом году 13.5% детей, прошедших в финал обучалось дома.

Чемпионами Национальных соревнований по географии ( National Geographic Bee) в 2003 и 2005 году были хоумскулеры. В 2005 году 16-летний хоумскулер выиграл первенство по шахматам США, став самым молодым чемпионом после Бобби Фишера, который в 1958 году выиграл этот титул в возрасте 14 лет. А ведь хоумскулеры составляют всего лишь около 3% от всех американских детей.»

В последние годы и в России домашнее обучение детей приобретает всё большую популярность. Так по официальной статистике в 2007 году вне образовательных учреждений в России обучалось 100 тыс. детей: 19,5 тыс. детей - на экстернате, 3,9 тыс. детей - на семейной форме обучения и 79,2 тыс. детей получали индивидуальное обучение на дому (надомное обучение). Но всё-таки хоумскулинг в РФ пока ещё считается экзотикой, уделом гениев или детей, не могущих ходить в школу по состоянию здоровья. Не удивительно, что до сих пор нет ни одного научного исследования, посвящённого хоумскулерам России.

...В 2001 году Институт Фрейзера (Fraser Institute), Ванкувер, Канада, обнародовал результаты научного исследования под названием «Домашнее образование: от экстрима к мэйнстриму» (Home Schooling: From Extreme to the Mainstream).(2) Был представлен анализ результатов более 100 научных работ, посвящённых хоумскулингу и хоумскулерам и делалась попытка дать ответы на следующие вопросы:

- Что такое домашнее обучение?
- Как правительство регулирует домашнее обучение?
- Какова история домашнего обучения в Северной Америке?
- Сколько детей обучается таким образом?
- Социально-демографические характеристики семей, которые учат детей дома
- Академические успехи домашних учеников
- Социализация детей
- Рекомендации для тех, кто занимается образовательной политикой

Это исследование стало одним из самых скачиваемых с сайта Института. В 2007 году коллектив авторов подготовил 2-е издание с учётом более поздних публикаций. Таким образом, на сегодняшний день, исследование «Домашнее образование: от экстрима к мэйнстриму» является наиболее полным обзором статистических данных по домашнему обучению в США и Канаде, охватывающим публикации, вышедшие в период 1986 – 2007 годов.

История
На протяжении столетий начальное образование дети получали дома. В США вплоть до 1870-х годов домашнее обучение (силами родителей или с помощью гувернёров) являлось основной формой получения образования. В списке знаменитых американских хоумскулеров того времени президенты США Джорж Вашингтон, Джон Квинси Адамс, Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон и Франклин Делано Рузвельт, а также такие личности, как изобретатель Томас Эдисон, писатель Марк Твен, бизнесмен Эндрю Карнеги и многие другие.

В конце XIX века в США стали появляться школы в их современном виде – специально-приспособленные для обучения детей здания с профессионально подготовленными учителями. Некоторые родители продолжали обучать своих детей дома, но до 1960-х гг. практика домашнего обучения встречалась очень редко.

Рост
За последние 25 лет и в США, и в Канаде отмечается очень сильный рост количества семей, решающих обучать своих детей дома.
Так, в Канаде, в 1979 г. дома обучалось около 2000 детей (без учёта Квебека, данные по которому отсутствуют). (3) В 1996 провинциальные министерства образования заявляли о 17 553 детях, обучающихся дома, или 0,4% от всего количества зарегистрированных учеников. Это рост в 776% за 18 лет.

В США в 1985 г. дома обучались 50 000 детей. В 1992 году таких учеников было уже 300 000, а в 1999 г. - 850 000. По данным Национального центра образовательной статистики США (National Center of Education Statistics) в 2003 году в США на домашнем обучении находилось 1.1 миллиона детей, что составляет 2.5% от всех учащихся. (4), (5) За 8 лет, с 1999 года, эта цифра выросла на 74%, и все специалисты сходятся во мнении, что тенденция роста продолжится.

Мотивация родителей
Так что же толкает американских и канадских родителей обучать своих детей дома? Несколько важных опросов, посвящённых домашнему обучению включали в себя вопросы к родителям о мотивах перевода своих детей на домашнее обучение. Их ответы можно свести к следующему:

- Возможность привить ребёнку свою систему ценностей;
- Лучшие академические показатели;
- Возможность построения более близких и крепких отношений между родителями и детьми;
- Желание дать ребёнку возможность контактировать с людьми разного возраста и на более глубоком уровне;
- Возможность избежать негативного влияния (наркотики, алкоголь, ранний секс) с помощью контролируемых положительных контактов с ровесниками;
- Более щадящий режим, в котором можно организовать обучение.

В последних опросах также всё чаще появляется проблема безопасности нахождения детей в государственных школах.(6)

В распространении домашнего обучения немалую роль играет доступность новых технологий и Интернета. «Дешёвые компьютеры, программное обеспечение, доступность Интернета и возросшее количество образовательных материалов, доступных он-лайн, вдохновляют всё большее количество родителей оставлять своих детей дома, вместо того, чтобы посылать их в школы.» (3)

Социально-демографические характеристики семей, обучающих своих детей дома

За последних 25 лет социальный состав семей на домашнем обучении существенно расширился.
Если раньше это были преимущественно либо хиппи и левые, либо христианские семьи среднего класса, то сейчас среди родителей, обучающих своих детей дома встречаются люди различных религиозных взглядов и социальных слоёв. И всё-таки родители, обучающие своих детей дома не являются зеркалом общества.

Типично, они имеют лучшее образование. 75% американских родителей обучающих своих детей дома, имеют образование выше законченного среднего (в целом по стране эта цифра составляет 56%). (4), (7)

Большинство семей - полные. В 2003 году опрос Национального центра образовательной статистики США (National Center of Education Statistics), посвящённый домашнему обучению показал, что 81% «домашних» детей живут в семье с двумя родителями (4),(сравните с 66 % по стране). (5)

В Канаде в январе 2003 года был проведён опрос 1 648 домохозяйств, практикующих домашнее обучение. 96.4% хоумскул семей являлись полными семьями. (8)

Исследование 2001 года показало отсутствие драматической разницы в доходах между семьями хоумскулеров и нехоумскулеров. 64% домохозяйств в каждой группе имеют доход в $50 000 в год или менее.(9)

В США 48 % детей на домашнем обучении воспитываются в семьях, где работают оба родителя (среди «школьных» детей эта цифра составляет 81 %). (9) В Канаде треть матерей имеет дополнительный заработок, а треть от этой трети работает более 15 часов в неделю. (8)

И в Канаде, и в США количество членов семьи выше, чем среднестатистическое. В 62 % семей, практикующих домашнее обучение – трое и более детей (среди семей, дети которых ходят в школу эта цифра составляет 44 %, а 56% американских семей имеют только одного или двух детей). (8), (4), (5)

Академические успехи хоумскулеров

Исследователям затруднительно обобщать данные об академических успехах хоумскулеров, потому что очень трудно охватить единым стандартизированным тестом релевантную группу детей, получающих домашнее обучение. Семьи могут выбирать, какой тест здавать, когда здавать, и здавать ли вообще. Можно отметить, что исследование за исследованием показывают, что домашние дети опережают своих школьных ровесников по результатам тестов.

Одно из самых серьёзных исследований посвящённых академической успеваемости хоумскулеров было проведено в 1998 году под руководством ведущего статистика и эксперта по измерениям университета Мэрилэнд, Лоуренсом Раднером (Dr.Lawrence Rudner). (10) Исследование измеряло результаты теста базовых умений Айова (Iova Test of Basic Scills) 20 760 хоумскулеров из всех 50 штатов США. Раднер обнаружил, что «медианные результаты теста для хоумскулеров сильно опережают их ровесников из государственных и частных (!) школ.»

Средние баллы хоумскулеров в чтении были между 82м и 92м процентилем, а по математике – достигали 85го процентиля. В общем, результаты тестов у хоумскулеров были между 75м и 85м процентилями. Результат учеников государственных школ был – 50 процентилей, а у учеников частных школ - от 65ти до 75ти процентилей. В заключение своего исследования Раднер отметил, что «те родители, которые выбрали обучать своих детей дома, в состоянии обеспечить им весьма успешную академическую среду».

Клайв Белфилд (Clive Belfield) и Хенри Левин (Henry Levin) в своём недавнем исследовании оспаривают такое большое преимущество хоумскулеров над учениками частных школ, но подтверждают существенные отличия в академических успехаха между хоумскулерами и учениками государственных школ. (11)

Интересно, что на результаты тестов не влияет наличие у кого-то из родителей диплома учителя. Зато наблюдается разница результатов между детьми родителей с высшим образованием и детьми родителей с образованием не выше среднего. Разница несущественная, особенно если сравнивать с данными по государственным школам.

Есть ли у матери диплом о высшем образовании или она не закончила школу, результаты тестов, сдаваемых хоумскулерами, колеблются между 80м и 90м процентилями. В государственных школах результаты тестов учеников, родители которых имеют диплом о высшем образовании достигали 63го процентиля, а у учеников, чьи родители не закончили школу, достигали лишь 28го процентиля.

При этом дети на домашнем обучении у родителей, не закончивших школу, достигали на 55 процентилей выше в математике и на 49 процентилей выше в чтении, чем их сверстники из государственных школ из семей с похожим образовательным уровнем. (12)

Около четверти (24.5 процента) охваченных исследованиями детей демонстрируют знания по программам на один и более класс выше своего возраста. В начальной школе (1– 4 класс) опережение составляет в среднем один год, к восьмому классу такая разница составляет уже четыре года. (12)

Эмпирические данные ясно демонстрируют, что домашнее обучение может сводить на нет потенциально негативные факторы, которые сильно влияют на учёбу в государственных школах. Низкий семейный доход, отсутствие высшего образования у родителей, отсутствие у родителей учительского диплома, рассовые или этнические особенности учеников, отсутствие компьютера дома, редкое посещение библиотек, сравнительно позднее начало формального обучения, сравнительно малое время, отведённое на формальное обучение, дети с большим (малым) количеством сиблингов – всё это почти не влияет на академические успехи домашних детей, в отличие от их ровесников из государственных школ. (12)

Данных по Канаде меньше, но те что есть перекликаются с данными по США. В 1993 году Брайан Рэй (Dr.Brian D.Ray) проводил Общенациональное исследование домашнего образования в Канаде. В среднем домашние ученики достигали 80го процентиля в чтении, 76го в письме и 79го в математике. Средний процентиль для учеников государственных и частных школ был – 50. (13) Иcследование 2003го года обнаружило, что ученики, обучающиеся дома «демонстрируют результаты выше нормы». (8)

Исследования в США, Канаде и Англии дают приблизительно одинаковые цифры, что свидетельствует о тенденции в целом, независимо от страны обучения. Например, трёхгодовое исследование учёных университета Дархема в Англии (Univercity of Durham, England) обнаружило, что дети, обучающиеся дома заметно опережают своих школьных ровесников в математике и чтении.(14)

Отличная подготовка «домашних» детей не прошла мимо внимания приёмных комиссий американских вузов. Если в 2000 году только 52 % американских вузов имели формальную процедуру по оцениванию знаний хоумскулеров, то в 2004 году таких вузов было уже 83%. При отсутствии школьных дипломов колледжи предлагают абитуриентам сдавать стандартизированные тесты, принимают рекомендательные письма и портфолио с работами.(15)

69% домашних учеников планируют получать высшее образование. Им рады лучшие университеты США. По словам Джона Рейдера (Jon Reider), члена приёмной комиссии Стенфордского университета «помимо отличных знаний, хоумскулеры обладают рядом качеств, редко встречающихся у выпускников школ; это мотивация, любопытство и способность нести ответственность за своё обучение.»

Социализация

Пожалуй, один из самых распространённых стереотипов о детях, обучающихся дома, это то, что они ведут затворнический образ жизни, сидят дома, общаются только с членами своей семьи и не способны строить социальные связи. Всё это – ошибочные стереотипы.

Исследование 2002 года показало, что среднестатистический хоумскулер регулярно вовлечён не менее чем в восемь занятий вне дома, включая спортивные секции, художественные студии, музыкальные школы, собрания скаутов, регулярные встречи с друзьями, работу, волонтёрскую деятельность, посещение церкви, экскурсии и участие в кооперативных программах для домашних учеников.(8)

Такая активность частично обьясняет то, что "домашние" дети намного реже, чем их школьные ровесники смотрят телевизор. В США не более часа в день смотрят телевизор: 65% детей на домашнем обучении и 25% детей в целом по стране. Среди учеников 4-х классов государственных школ 40% смотрят телевизор больше, чем 3 часа в день. Среди "домашних" детей этот показатель составляет только 1.6%. (10)

В 1992 году профессор Ларри Шайерс (Larry Shyers) попытался определить, страдают ли дети на домашнем обучении от отставания в социальном развитии. Он наблюдал детей в свободных играх и в групповых занятиях. Шайерс обнаружил, что дети, учившиеся в школе, имели гораздо больше проблем с поведением, чем их домашние сверстники. Возможно потому, что у домашних детей моделями поведения выступают ответственные взрослые, а не ровесники. (16)

Согласно исследованию 1 648 домохозяйств, практикующих домашнее обучение, у бывших хоумскулеров уровень удовлетворения качеством жизни гораздо выше, чем у их школьных ровесников. (8)

Американские иследования подтверждают выводы канадских учёных. Исследователь в области политики образования Дж. Гэри Ноулс (J.Gary Knowles) отмечает: «Мне не встречались доказательства, что эти взрослые хоть в чем-то отстают... Две трети из них женаты, что является нормой для их возраста, среди них нет безработных или сидящих на пособии.» (17) Другой учёный утверждает, что домашние дети более зрелы и лучше социализированы, чем выпускники государственных или частных школ. (18)

Есть данные о том, что дети на домашнем обучении более дружелюбны, а также более независимы от мнений своих ровесников. Исследования Рэймонда Мура говорят о том, что хоумскулеры более счастливые, лучше подготовлены к жизни и намного более уверены в себе в сравнении с их ровесниками-школьниками. (19)

Профессор Джон Тэйлор (Prof. John Taylor)(20) отмечает, что у домашних детей более высокий уровень уверенности в себе, профессор Мона Делахук (Prof. Mona Delahooke, 1986)(21) утверждает, что у "домашних" детей намного реже встречаются проблемы поведения; "домашние" дети лучше социализированы, более самостоятельные и дружелюбные, меньше попадают под влияние ровесников.

Высокий уровень социализации домашних детей частично обьясняется тем, что в каждой канадской провинции и в каждом штате США существует как минимум одна хоумскул ассоциация. И 85% хоумскулеров либо принадлежит к какой-либо организации, либо планирует присоединиться в ближайшем будущем.(22) « Ассоциации хоумскулеров предлагают домашним детям возможность общаться с другими хоумскулерами либо через интернет, либо в совместно организованных классах или на экскурсиях, либо на неформальных встречах. Многие ассоциации совместно арендуют помещения под занятия, имеют библиотеки, организуют спортивные команды и соревнования для детей.(23) Большинство ассоциаций распространяют информационные бюллетени, предоставляют юридическую помощь, спонсируют конференции и приглашают лекторов; а некоторые даже проводят выпускные вечера.

Выводы

Неприметное по началу движение за домашнее обучение за 40 лет своего существования превратилось в полноправную альтернативу как государственным, так и частным школам. Домашнее обучение – всё ещё не норма, оно не является, и никогда не будет являться идеальным или доступным для всех семей. Но практика домашнего обучения свидетельствует, что это относительно недорогая и очень эффективная альтернатива государственному и частному образованию. Многие исследователи видят в этой форме прототип так необходимых школе реформ. Потому как несмотря на постоянно увеличивающиеся ассигнования на государственное образование, его результаты всё меньше и меньше устраивают родителей.

Как отметила исследователь Изабель Лиман (Isabel Lyman): "При домашней форме обучения, при минимальном вмешательстве государства и за сотые доли тех сумм, в которые обходится любая государственная программа, вырастают грамотные, образованные люди". (24)

Разница в расходах на домашнее и школьное образование весьма показательна. Так среднестатистическая семья на домашнем обучении тратит в год меньше $4000, включая расходы на экскурсии, кружки, учебники и репетиторов (25). Эти расходы могут относиться к нескольким детям в семье, но они не учитывают те деньги, которые семья теряет в результате того, что работает только один родитель. Государственные школы в 2003-2004 учебном году потратили $9 644 на одного ученика. (26) Это без учёта регулярно проводимых школами фандрайзингов и сборов денежных средств с родителей. Если вспомнить, что по результатам тестов домашние ученики достигают 85 процентилей, а школьные дети – 50 процентилей, то домашнее обучение является образцом экономии и эффективности.

Дальнейшее дерегулирование домашнего образования со стороны государства облегчит родителям задачу образования своих детей дома. В США в различных штатах существуют различные требования к родителям, которые хотят обучать своих детей дома. В штатах с высокой степенью регулирования от хоумскулеров требуют предоставлять учебные планы, соблюдать утверждённые чиновниками программы, сдавать стандартизированные тесты, в штатах с умеренной степенью регулирования от родителей обычно требуют письменного уведомления о том, что они собираются обучать своего ребёнка дома, в штатах с низкой степенью регулирования родители вообще не обязаны контактировать с органами образования. При этом все исследования показывают, что степень вмешательства государства в процесс хоумскулинга никак не влияет ни на академические успехи детей, ни на их социализацию. Зато в штатах с высоким уровнем регулирования количество детей на домашнем обучении ниже, а доля расходов на образование в бюджете, соответсвенно, выше.

Идея домашнего обучения приобретает всё большую поддержку у населения. Рост количества хоумскулеров и их успехи в жизни уже давно изменили общественное мнение в пользу домашнего обучения. Если в 1985 году только 17 % населения считали домашнее образование положительным явлением, (27) то в 1997 году эта цифра возросла до 43 %.(28) В 1998 году, по данным опроса журнала Ньюсуик (Newsweek) оказалось, что 59 % американцев согласны, что дети обучающиеся дома, имеют уровень образования, по крайней мере не хуже, чем их школьные ровестники. (29)

За последние 30-40 лет домашнее образование в США и Канаде зарекомендовало себя как весьма успешная альтернатива школьному обучению. О хоумскулинге говорят как о явлении, способном послужить прообразом будущих реформ в области образования. Тесная кооперация учеников с учителями, высокая мотивация, индивидуальный подход к обучению - всё это является почти недостижимым идеалом не только для государственных, но и для элитных частных школ. И всё это же является нормальной рабочей составляющей домашнего обучения.

Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что хоумскулинг никогда не будет, не может быть уделом большинства. Нужно развивать и другие формы свободного образования: свободные школы, религиозные школы, технические и гуманитарные, кооперативные и частные, а так же институт ремесленничества, дистанционное обучение и любые другие формы образования, на которые будет спрос. Но на сегодняшний день в России, Украине, Беларуси домашнее образование в форме семейного обучения, экстерната или индивидуального плана является практически единственной возможностью относительно быстро (в течение нескольких дней или месяцев), относительно дёшево (домашнее обучение в среднем обходится дешевле обучения в частных школах) и на законных основаниях высвободить своего ребёнка из под государственной школьной системы. Возможно хоумскулинг не лучший вариант получения образования для всех, но он прекрасно работает для многих.

Сноски:
1. http://www.sfgate.com/cgi-bin/article.cgi?file=/chronicle/archive/2007/06/11/EDGKOP3DE31.DTL
2. http://www.fraserinstitute.org/research-news/display.aspx?id=13089
3. Wake, Bev «Home Schooling Gets Top Marks», Ottawa Citizen, September 7, 2000.
4. US Department of Education (USDOE). The Condition of Education 2005 (NCES 2005-094). US Department of Education, National Centre for Education Statistics.
5. US Census Bureau. «P029: Family Type by Presence and Age of Related Children.» 2003 American Community Survey Summary Tables.
6. Krumbine, Marcy. «There's No Place Like Home.» Homeschool Associates. 2004
7. US Census Bureau. Current Population Survey, 2006 Annual Social and Economic Supplement (March).
8. Van Pelt, Deani. Home Education in Canada. London, ON: Canadian Centre for Home Education, 2003.
9. Bielick, S., Chandler, and S.P. Broughman. Homeschooling in the United States: 1999 (NCES 2001-033). Washington, DC: US Department of Education, National centre for Education Statistics, 2001.
10. Rudner, Lawrence M. «Scholastic Achievement and Demografic Characteristics of Home School Students in 1998.» Educational Policy analises Archieves 7 (8) (March 23, 1999)
11. Belfield, Clive R. and Henry M. LevinPrivatizing Education Choice: Consequences for Parents, Schools and Public Policy. Boulder CO: Paradigm Publishers, 2005.
12. Ray, Brian D. Strengthens of Their own – Home Schoolers Across America: Academic Achievement, Family Characteristics, and Longitudinal Traits. Salem, OR: National Home Education Research Institute, 1997.
13. Ray Brian D. A Nationwide Study of Home Education in Canada: Family, Characteristics, Student Achievement and Other Topics. Salem, OR: National Home Education Research Institute, 1994.
14. Livni, Ephratt. «Keeping the Faith.» ABC News (August 23, 2000.
15. Chandler, Michael Alison. «Giving Proper Credit to Home-Schooled.» Washington Post (June 11, 2007), p. B01.
16. Shyers, Larry. Comparison of Social Adjustment Between Home and Traditionally schooled Students. PhD dissertation. University of Florida, 1992.
17. Knowles, J.Gary. Now We Are Adults: Attitudes, Beliefs, and Status of Adults Who Were Home-educated as Children. Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association. Chicago, April 3-7, 1991.
18. Smedley, Thomas C. Socialization of Home Schooled Children: A Communication Approach. Unpublished Master of Science thesis. Radford, VA: Radford University, 1992.
19. Moore R. «Research on Sociability.» The Parent Educator and Family Report 4:1. 1986.
20. Taylor, John. Self-Concept in Homeschooling Children/ Ann Arbor, MI: University Microfilms International. 1986.
21. Delahooke, Mona. Home Educated Children's Social|Emotional Adjustment and Academic Achievements: A Comparative Study. Unpublished doctoral dissertation. Los Angeles, CA: California School of Professional Psychology/ 1986.
22. Lyman, Isabel. «Home Schooling and Histrionics», Cato Institute (May 31, 2000).
23. Raycroft, RuthAnn. «Teach the Children at Home? Who – Me?» Women Today (September 18, 2000).
24. Lyman, Isabel. Home Schooling: Back to the Future? Cato Institute Policy Analisis no.2 94 (January 7, 1998).
25. Homefires. Reader's Survey: What It Cost to Homeschool? 2006.
26. US Department of Education (USDOE). Revenues and Expenditures for Public Elementary and Secondary Education: School year 2002-2003 (NCES 2005 – 353). US Department of Education, National centre for Education Statistics, 2005.
27. Gallup, Alec M., and Stanley M. Elam. "The 20th Annual Gallup Poll of the Public's Attitudes Toward the Public Schools." Phi Delta Kappan 70, 1 (1988): 33-46.
28. Rose, Lowell C.; Alec M. Gallup; and Stanley M. Elam. "The 29th Annual Phi Delta Kappa/Gallup Poll of the Public's Attitudes Toward the Public Schools." Phi Delta Kappan 79, 1 (September 1997): 41-56.
29. Kantrowitz, Barbara and Pat Wingert. «Home Schooling – Learning at Home: Does It Pass The Test?» Newsweek. Cover Story (October 5, 1998).
Tags: books2, education
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 183 comments