Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Главный этический вопрос

Кьеркегор был первым, кто на главный этический вопрос - что удалось и что не удалось в собственной жизни, ответил с помощью постметафизического понятия "возможность быть самим собой".
Философским последователям Кьеркегора - Хайдеггеру, Ясперсу и Сартру этот протестант, по-новому смотревший на лютеровский вопрос о милостивом Боге, был, конечно, не по зубам. В противостоянии спекулятивному мышлению Гегеля Кьеркегор дал на вопрос о правильной жизни пусть постметафизический, но вместе с тем и глубоко религиозный, теологический ответ. Тем не менее экзистенциальные философы, связанные обязательствами с методическим атеизмом, признали в Кьеркегоре мыслителя, который поразительно новаторски обновил этический вопрос и ответил на него и субстанциально, и формально - исключительно формально с позиций легитимного мировоззренческого плюрализма, воспрещающего в подлинно этических вопросах какую бы то ни было мелочную опеку.

...Человек раскаивается в предосудительных аспектах своей прошлой жизни и решается следовать такому типу поведения, в рамках которого он может, не испытывая стыда, вновь познать себя.

Хабермас. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике

В построении себя единственным регулятивом оказывается стыд. А это такое слабое место...
В этом самом месте жестоко шутил Гашек. Помните? Его спрашивали, не мучит ли что его совесть, ведь он был командиром красной армии. Он отвечал - вообще-то нет, но да, есть единственный эпизод, ему несколько неудобно - не было ниток, и он приказал красноармейцам подшивать воротнички кишками трехдневных младенцев.

(c) zh3l

В этом месте стоит легендарный уже Рыцарь Синяя борода, маршал де Рец, соратник Жанны д'Арк. Он собрал армию, но спасти Жанну не успел. Тогда и решил окончательно, что его путь - собственный. Путь к истинному христианству вне церкви, в которой продажные монахи и купленная вертикаль. Ясное дело, чего стоит вся эта католическая церковь - любой иной.

Вот так обозначено это место в истории философии. Знаете, такой чинный 19 век, Киркегор сражается с Гегелем... Эти места сражений имеют такой вот рельеф.

Между прочим, и посейчас совершенно та же картина. Век 21-й, интернеты и прочая мишура, но приглядишься к ребятам с 19 до 21-го, и видишь этот самый вопрос Киркегора. И те же типы решения. Только они еще малоопытные и думают, что придумали каждую дорожку первые и в первый раз пойдут по ней, а раньше никто не догадывался, как можно ходить.
К счастью, не все доходят до сотен убитых младенцев. Но дорога - та самая. Либо конформизм и гибель, либо самостоятельность... Где надо быть крайне осторожным. Обычно думают, что этическая самостоятельность - это нечто размашистое, смелое, молодые люди похваляются и наглым тоном говорят, как они относятся к тем авторитетам и к этим. Это глупо и говорит о склонности к конформизму. Этически самостоятельный человек крайне осторожен. Рельеф-то известный, топтан как зона, и множество примет обозначает, где какой сталкер закончил путь.

Я бы сказал, что с этой точки зрения Киркегор - не лучший сталкер. Слишком дергает локтями. Фихте - вот кто умел ходить.
Tags: ethics2, religio2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 195 comments