Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Демократия и мировоззрение (2)

Показав связь либерализма и теории демократии с развитием атомизма и номинализма, Копосов делает еще один разворот.

«Именно концепция социального происхождения разума стала теоретическим основанием социальных наук – идеологической легитимации современного демократического общества. Таким образом, атомарная модель общества, положенная в основу либеральной политической философии, была потеснена подсказанной социалистическим проектом идеей социального, которая предполагала преодоление индивида (и, следовательно, атомарной модели общества).»

Н. Копосов, «Критика социальных наук. Хватит убивать кошек!»

Теория социального происхождения разума утверждает, что отдельный человек неразумен; разум есть функция социума. Появилась эта теория, когда стало понятно, что не удается выстроить приличную теорию познания на противопоставлении субъекта и объекта. Выходов из этого тупичка несколько, но многими использован именно этот. Получается некое подобие гегелевской познающей саму себя субстанции: социальный разум социумом порожден и постигает себя же как объект. Дуализм субъекта и объекта летит в трубу, но – вместе с основаниями разумности индивида.

Действительно, в наиболее модных теориях познания ХХ века то тем, то этим боком поворачивается эта идея – социального разума. Она уже совсем иная, не похожая на то, что было в Средние века. Это не эссенциализм, не попытка выстроить лестницу от Логоса до твари, где несколько ступенек занимают социальные сущности. Это уже идея, настоенная на современной антропологии, критике неокантианства и позитивизма – совсем другая вещь.

Здесь не имеет смысла возражать этой концепции. Н. Копосов, кстати, излагает эти вещи не в плане доказательства. Он занимает позицию историка, смотрит извне – не доказывает теорию социального разума и не опровергает ее, а отыскивает, с чем связана эта идея. И эта связь кажется мне весьма занятной – именно потому, что я с недоумением замечал уже много раз эти уши. Самые разные и по своему замечательные люди при развитии и разворачивании своих теорий вдруг начинали излагать эту самую социальную разумность, коллективный разум социума, доказывать то, что индивидуальный разум есть лишь функция социального. Потому и интересно узнать у Копосова, из чего эти уши растут.
Tags: books6, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments