Я хочу сказать совершенно другую вещь. Много лет назад я занимался выяснением некоторых исторических деталей и разговаривал с разными людьми на предмет истории страны и ее элементов. И там была удивительная (тогда) для меня вещь. Памятливые люди с величайшим, священным трепетом в голосе вспоминали о сталинских временах. О конце сороковых, о начале пятидесятых и прочее такое. Не специально о Сталине - я хочу здесь это подчеркнуть. То, что бывают сталинисты - не фокус, дело понятное. Нет, среди этих людей были и сочувственно относящиеся к сталинизму, и сочувственно относящиеся к коммунизму, но не к Сталину, и несколько антикоммунистически настроенные - разные. Но вот о тех годах они говорили восторженно, я не мог этого не заметить. Я по книгам и документам знал иное. Я знал, что та женщина, которая мне рассказывает с дрожью в голосе, как было прекрасно - не имела второго платья и очень от этого тогда страдала, что ходит в штопаных обносках. Я знал, что другая женщина очень хотела летние туфли, босоножки какие-нибудь, и для нее было трагедией, что босоножек тех у нее не было и никакими силами их было не получить. Но они говорили о том, как всё было прекрасно, какая была в стране и в жизни атмосфера, какие были вечера и замечательные ночи, и радости полные дни, бесконечные и интригующие...
Я не совсем идиот и постепенно понял. Они были тогда молоды.
А понял я это не сразу, потому что они сами этого точно не понимали. Эти пожилые люди, весьма скептического и цинического настроя, умные, "прокачали" эту гипотезу, признали неверной и строили разговор так, что становилось ясно - именно объективные причины заставляют их давать такие оценки, а вовсе не такой фактор, как возраст на момент запоминания.
Когда я был много моложе, я спорил с такими людьми. Ну, сейчас смешно, а тогда... Я рассказывал о лагерях, о тоталитаризме и прочем. Были разного рода скандалы - и нарушение личных отношений, и доносы в разные инстанции, в общем, скучно. Я только к тому, что никакие факты и никакие логики с этим ничего сделать не могут.
По опыту тех лет скажу - это сравнительно безопасное явление. Люди обычно чувствуют, что молодость не вернуть, и во всяких таких внешне-голосовательных вещах руководствуются иными соображениями, обычно скучные названия экономических программ у них не ассоциируются с ночами, полными запаха сирени, и огнями над рекой.
Это кажется всего лишь понятной психологической аберрацией, но приводит к удивительным последствиям. "Начиная с 2004 года по индексам гражданских свобод и политических прав Россия сползла в менее демократичное и более авторитарное состояние, чем это было характерно, например, даже для СССР в 1989-1991 годах. Получается, что в последние годы власти КПСС наша страна была политически более свободной, чем нынешняя Россия, а советские граждане того времени имели больше гражданских свобод и политических прав, чем современные россияне." (Андрей Илларионов. Трудный путь к свободе). -- На мой взгляд, ситуация со свободой прежде всего качественно изменилась, и потому перераспределенное её современное состояние крайне трудно сравнить с тем, советским. Исчезли те социальные слои, которые тогда были. Оставшиеся люди вошли в иные отношения. Воздух свободы свитками завернулся в совсем иные фигуры, распростерт с разной разреженностью. Иное можно, иное нельзя.
Но придется терпеть. Теперь, после всего, придется жить в окружении множества людей, которые совершенно спокойно и без тени лживости будут говорить, как это прекрасно - СССР, они там были, хоть детьми - застали, они помнят, они знают, читали и их не обманешь, великая и прекрасная страна. Их не переубедить, это так и будет. Я надеюсь, что мне не часто придется терпеть, но всё-таки, наверное, придётся. Что делать, у людей такие убеждения-воспоминания.
Молодость. Страшная штука.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →