Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Обычай вскрытия тел: шоумены анатомии

По-видимому, наиболее удачно были организованы голландские анатомические театры, которые действовали круглый год. Когда в них не было вскрытий, ученые проводили здесь свои собрания, обсуждали новые открытия и эксперименты. В них имелась научная библиотека, был открыт кабинет естественной истории, и выставлялись всевозможные коллекции курьезов. Нередко там же демонстрировались художественные коллекции. С деятельностью каждого из театров были связаны имена многих знаменитых ученых, стоящих у истоков Новой Науки. В Лейдене работал Герман Бургаве (1668—1738), в Амстердаме— Фредерик Рюйсх (1638—1731), в Дельфте — Ренье де Грааф (1641—1673) и Антоний ван Левенгук (1632—1723).

Архитектурно анатомические театры различались между собой. Итальянские театры чаще всего строились по модели древнего Колизея. Это были амфитеатры, позволяющие зрителям наблюдать за происходящим у анатомического стола со всех сторон. Этот тип театра пропагандировался итальянцем Алессандро Бенедетти. Была и другая модель, которую связывают с именем парижского анатома XVI века Шарля Этьена. В учебнике по анатомии «De dissectione partium corporis humani» (1530, опубликован в1545 году) он выдвинул идею театра полукруглой формы. Он откровенно уподоблял анатомов актерам на сцене, утверждая, что они должны быть обращены лицами к публике, чтобы та ясно видела каждое их действие. Любопытно, что вплоть до конца XVIII века господствующей была модель круглой формы.

Очевидно, это было вызвано тем, что в сознании организаторов анатомических представлений преобладали именно образы Колизея, навеянные университетским образованием эпохи гуманизма. Не будем забывать, что медицинское образование этого времени было тесно связано с историей и филологией, обращенными к изучению античности. Так, театр в Падуе имел форму трубы. В нем было шесть галерей круглой формы, которые возвышались над центральным столом, у которого трудился прозектор. Это театр вмещал в себя от 200 до 300 зрителей, которые размещались на своих местах в соответствие со своим статусом и значимостью в городской жизни. Первый ряд обычно предназначался для профессоров анатомии, ректора университета, преподавателей медицинского факультета и представителей городских властей. Второй и третий ряды занимали студенты-медики, а все остальные — городская публика. Зрители платили за вход, и к их услугам были прохладительные напитки и музыка.

ДМИТРИЙ МИХЕЛЬ. Власть, знание и мертвое тело. Историко-антропологический анализ анатомических практик на западе в эпоху ранней современности
http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/16.pdf

Вскрытия тел проходили в зимнее время года и растягивались на несколько дней. С учетом того, что рассечения человеческих тел сопровождались еще и экспериментами с животными, счет времени представления могли идти уже на недели. Было ли анатомирование научным событием? Скорее,
оно было изощренной церемонией, в которую были вовлечены сотни людей. Эти церемонии обычно начинались процессией медицинского факультета, которую продолжало шествие отцов города, светских и церковных властей. В старом лондонском театре Barber-Surgeons Company представление заканчивалось общим пиром. Нередко богатые и знатные европейцы, совершавшие путешествие по городам Нидерландов и Италии, всем прочим достопримечательностям предпочитали анатомические театры. Хорошо известно, что Петр I во время великого посольства 1697 года охотно посещал анатомические кабинеты Рюйсха и Бургаве и неоднократно присутствовал при вскрытиях у Рюйсха.

...Существовал и еще один принцип, позволявший утверждать мертвое тело в его достоинстве и этим предупреждать возможные возмущения публики против анатомирования: труп непременно должен был обладать приятными эстетическими чертами и не быть знатного происхождения. Это требование впервые было
сформулировано Алесандро Бенедетти в его книге «Anatomice», опубликованной в1497 году в Венеции, а затем переиздававшейся в течение XVI столетия в других городах — Париже, Кельне, Страсбурге. По мнению Вильяма Хекшера, «эта книга определила последующие правила управления новыми практиками публичной анатомии как торжественной церемонией»

...Урок, который давал анатом в анатомическом театре или анатомическом классе, был вызовом традиционному строю мышления. Этим уроком утверждалось, что мертвое тело более не принадлежит ни Богу, ни Природе, но является собственностью просвещенной власти. Власти, которая основывается на знании и даже заключается в нем. Одновременно это был урок знания, которое обрело власть.

...На исходе XVIII столетия на смену публичным анатомическим урокам пришли концертные залы, драматические и оперные театры, художественные галереи. Именно они стали со временем центрами нравственного воспитания людей современной эпохи. Назидательная зрелищность мертвого тела была исчерпана.


ДМИТРИЙ МИХЕЛЬ. Власть, знание и мертвое тело. Историко-антропологический анализ анатомических практик на западе в эпоху ранней современности
http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/16.pdf
Tags: biology4, books6, history6, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments