Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Про детскую социальность

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1668986.html?thread=83564410#t83564410
manpupunera
Исходя из моего опыта общения со студентами и аспирантами, за последние 20 лет выросло постсоветское поколение людей. Сказывается отсутствие опыта "общественной работы" в октябрятских звёздочках, пионерских дружинах, комсомольских ячейках, всевозможных учкомах, студкомах, профкомах, месткомах и прочих "комах". Если ребятам моего поколения ничего объяснять не нужно, самоорганизация "зашита" в поведении, провести какое-нибудь собрание, составить график дежурства, оповестить одногруппников об изменении расписания, распространить методички какие-нибудь, организовать субботник, дискотеку или КВН - всё это для нас стандартные бытовые дела без каких-либо затруднений. Для постсоветских детей это трудно, они атомизированы, взаимодействовать для достижения коллективного результата не умеют, с мотивацией туго, тратить своё личное время без личной материальной выгоды приходится принуждать, самостоятельно они к этому не готовы, даже ради того, чтобы всей группе целиком проще жилось. Единственным исключением бывают ребята из сельской местности и райцентров (не все, но бывают). Я думаю тут не столько урбанизация, сколько консервация советских паттернов коллективизма, к счастью преподавателей, в некоторых сельских школах. Если и этот "ресурс" со временем кончится, работать будет гораздо труднее...

ivanov_petrov
То есть добровольно-принудительные (=насильственные) мероприятия стали затруднительны

manpupunera
Это само собой, это было бы хорошо, если бы суть изменений укладывалась в "раньше любого можно было нагнуть, сейчас где сядешь - там и слезешь". И сейчас как во все времена власть имущие находят способы принудиловки, просто мотивацию находят другую :) К сожалению, скукожился "горизонт деятельности", типа что не нужно мне прямо сейчас - не нужно вообще. Например, квота института на получение для молодых учёных ведомственных грантов и тревел-грантов, социальных субсидий и т.п. зависит от количества поданных заявок от института в целом. Соответственно, тупо принуждая молодёжь подавать заявки - увеличиваешь объём финансирования, увеличиваешь шансы получения материальных стимулов для каждого в коллективе, увеличиваешь показатели успешности института и опять же тупо больше денег, стратегия простая. Так всё и было, пока занимался этим я и моё поколение. Но засада в том, что грант есть грант, конкурс есть конкурс и соответственно неизбежен отсев. Кто-то подаёт заявку и выигрывает, а кто-то остаётся ни с чем. Соответственно это игра в которой никто не гарантирует 100% выигрыша, победители забирают всё, проигравшие остаются ни с чем. Так вот сейчас система с отрицательной обратной связью, эти потенциальные проигравшие, чувствуя слабость своей потенциальной заявки, вообще предпочитают в игре не участвовать из сиюминутной экономии своих усилий, соответственно от института снижается число заявок, снижается квота, уменьшается количество выигрышей, вследствие чего число заявок ещё сильнее падает. Дошло до того, что на 2011 год от всего института была подана всего одна заявка, которая теперь конечно не имеет шансов - коллапс! Весь коллектив целиком вылетел из системы поддержки молодых учёных просто из-за мелочного эгоизма нового поколения. Советская система "пусть сегодня выиграет товарищ - завтра он поможет выиграть мне" выродилась до "ни себе - ни людям". Разумеется работать в условиях когда члены коллектива не готовы прикладывать усилия для достижения коллективной цели, в данном случае увеличения финансирования, гораздо труднее, ибо кто-то должен начать тропить лыжню чтобы вообще можно было сдвинуться с места. Наше поколение это понимало, нынешнее видимо не очень, что-то будет после...

danvolodar
Вас удивляет, что люди не хотят работать ради того, чтобы кому-то когда-то может быть стало хорошо (но не им)? Право, мало в этом удивительного.

А что касается достижения коллективного результата - я вот сейчас учусь, и у группы есть сайт, на котором и уведомят, если что происходят, и сканы лекций или методичек выложат. До этого, когда на дневном учился - был просто общий почтовый ящик с той же функциональностью. Конечно, и сам, когда старостой был, раскидывал через IM уведомления, и теперешняя наша староста то же делает.
То есть то, что действительно нужно и интересно - делается. А показуха и пляски ради бюрократической галочки - не делаются. "Ребята из райцентров" при этом делают ничуть не больше других.

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1668986.html?thread=83537530#t83537530

chva
Не знаю, в тему ли, но воспитательница детского свла с тридцатилетним стажем рассказала мне, что современные дошкольники отличаются от тех, которые были лет 15 назад очень сильно. Может быть, благодаря компьютерным играм. Например, современные дети гораздо менее склонны самрстоятельно придумывать игры, менять их правила "на ходу" и вообще хуже вщаимодействуют друг с другом.

ivanov_petrov
Вот бы их, воспитательниц, независимо опросить. Скажем, спросить, на основании чего она так решила - ей кажется или она может вспомнить критерии, в каких именно играх было взаимодействие, а в каких нет сейчас и пр.

chva
Выборки не могу обеспечить, но эту воспитательницу могу спросить. Если есть конкретные вопросы, запишите, а я их задам и напишу потом ответы.

ivanov_petrov
Может быть, не по вопросам, а просто в разговоре уточнить - о каком сроке речь, как это менялось по годам, какие игры были тогда и сейчас, в чем состояла смена ролей - возможно, она поправит свои ответы, когда вспомнит именно перемену самих игр и задумается, как же это было год от года. Какие именно способности детей изменились - только навыки коммуникации друг с другом, более изолированные теперь - или что-то еще. Как поменялась речь. Раз она говорит, что изменения очень сильные - может быть, даже сможет сказать критерий. Можно попросить вспомнить - не слышала ли она от прежних воспитательниц, которым она в дочки годится - не было ли у них впечатления резких перемен.

till_j
Это было уже 20 лет назад. Я был пионервожатым и отметил именно эту особенность - потеря способности к коммуникации и как следствие к самоорганизации. Если не управлять и не вовлекать, дети могли целый день просидеть на скамейках вяло хвастаясь друг перед другом всякой ерундой. Так что с компьютерными играми это вряд ли связано. Это скорее с вашей "атомизацией" связано. Уже тогда почти потеряло смысл (Москва) понятие "двор", "дворовых" практически не было за исключением 1-2х из неблагополучных семей. Выгодно отличались в этом плане детдомовские, степень ответственности и самоорганизации была настолько высокой, что я их даже на рыбалку отпускал в тихий час.

ivanov_petrov
а не придет ли человек и не скажет ли, что и за 20 лет до Ваших 20 это уже было? Например, это может быть урбанизация - всего лишь.

till_j
За 15 лет до этого были мы (моё поколение). По опыту и Москвы и Петрозаводска могу сказать, что мы отлично находили возможность развлекать себя без постороннего участия. Приходы домой к обеду и к 9-ти часам только досаждали нам. Нельзя сказать что все наши развлечения были хороши и безопасны, мы и покуривали и по крышам шастали компанией, но никакие аниматоры нам были не нужны. Так что хотя в "казаков-разбойников" мы уже не играли (это поколение моих родителей), но степень самоорганизации в большинстве была очень высокой.

carrilia
Извините, что вмешиваюсь в разговор, но вот вспоминая свое детство, которое было лет 20 назад, могу сказать, что была полная самоорганизация, казаки-разбойники и прочее с друзьями/близкими родственниками во дворе/на даче и атомизация в принудительно собранных коллективах типа пионерского лагеря. Детский сад и прочие заведения длительного принудительного содержания - где-то посередине, но ближе к пионерлагерю.

till_j
Да, вот этот факт я не учёл. Возможно Вы правы. Но когда я с ними играл, дети играли с удовольствием, распределялись роли, все очень живо включались в процесс. Казалось бы после двух трёх совместных игр(уже познакомившись) они могли бы играть самостоятельно, да что там играть, сбегать на пруд, разводить костёр. Но этого не наблюдалось. Но я подумаю, возможно Вы правы и играл роль фактор принудиловки.
Tags: education2, psychology4, sociology5
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →