Эрик Хобсбаум, Век империи
-----
Крупнейшие перемены начинаются на периферии, в малозаметных местах, с незначительных событий. Из этих пустяков потом вырастает будущее. Это - банальность по отношению к некоторым событиям. Но вот возвышение Европы и победа Великобритании - так же неожиданны.
Когда такой взгляд становится очевидным, само событие уже прошло высшую точку, его следствия исчерпались - уже идут противоположные реакции, следствия этих реакций, мир меняется уже едва не в противоположную сторону, лишь по имени прикрытый тем осознанным нововведением. Осознание европейского чуда и очевидность победы нынешнего мироустройства очень ясно указывает: это уже почти пустая оболочка, новое, поднимающееся сейчас, будет неожиданным и мало похожим на то, что есть.
"в XVIII веке европейцы смотрели на Поднебесную империю как на очень странное место, но ни один образованный наблюдатель не сказал бы, что ее экономика и культура являются в каком-то смысле неполноценными по сравнению с европейскими, и, конечно, не назвал бы Китай «отсталой страной». "
«Так уж случилось, и в этом секрет: у нас — пулемет, а у них его нет!»
эволю
"Таким образом, за пределами «передового» мира существование прогресса не считали ни очевидной реальностью, ни убедительной теорией, и относились к его проявлениям как к очередной опасности со стороны чужеземцев. Его приветствовали лишь небольшие группы населения, в основном правящие классы и горожане, получавшие какие-то выгоды от новшеств, но осуждавшиеся большинством, смотревшим на них, как на чужаков и отступников. Французы называли этот слой населения «эволю» — приспособленцами; это были люди, порвавшие со своим прошлым и со своим народом (отступившие от мусульманской религии, как это было в странах Северной Африки) ради выгод и благополучия, которые обеспечивало им французское гражданство.
Эрик Хобсбаум Век империй